|
|
N°131, 25 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не везет
С помощью МПС нефтяники займутся переделом бензинового рынка
Нефтяники ждут повторения бензинового кризиса 1999 года. Как и два года назад, главным виновником они называют железную дорогу, которая не может доставить нефтепродукты до конечных потребителей.
Специальным приказом Министерства путей сообщения (МПС) 17 тыс. цистерн выведено в технический резерв, а оставшихся не хватает для перевозки нефтепродуктов. Из-за этого нефтеперерабатывающие заводы не могут вывезти со складов готовую продукцию, нефтехранилища оказываются переполненными, и в результате заводы вынуждены снижать объемы переработки.
«Сложилось очень тяжелое положение, и мы пытаемся найти приемлемое для всех решение», -- сказал газете «Время новостей» вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун, отказавшись раскрыть детали возможного кризиса.
По данным Госкомстата, за прошедшие полгода средняя цена бензина в России снизилась на 7,1% и в июле продолжала снижаться. Падение цен на бензин аналитики объясняют растущей добычей нефти (за полгода рост составил 6,8%), которую из-за нехватки экспортных мощностей приходится во все больших количествах перерабатывать внутри страны. Однако МПС, похоже, помогло нефтяным компаниям создать искусственный дефицит нефтепродуктов.
В апреле президент «Сибнефти» Евгений Швидлер уверял газету «Время новостей», что в июле--августе цены на бензин подрастут. «Так происходит всегда из-за роста спроса со стороны автолюбителей», -- утверждал г-н Швидлер. Однако сезонный всплеск никак не наступал, так как бензина в стране до сих пор было слишком много. Теперь его может стать слишком мало.
«На август мы запланировали снижение переработки нефти почти на 40% из-за того, что заводские склады переполнены и вывезти продукцию невозможно», -- сказал газете «Время новостей» президент «Башнефтехима» Виктор Ганцев. На складах уфимских НПЗ, входящих в состав «Башнефтехима», скопилось более 600 тыс. тонн нефтепродуктов.
«Цистерны стоят на запасных путях, реализации продукции нет, объем переработки падает, в результате возникает дефицит нефтепродуктов на рынке, а когда появляется дефицит, цены имеют свойство стремительно расти», -- рассказал г-н Ганцев.
В пресс-службе МПС назвали заявления башкирских нефтяников ерундой. «Никакого массированного вывода цистерн из оборота не было, просто часть подвижного состава у нас, как и обычно, находится на ремонте», -- сообщил сотрудник пресс-службы.
«Я встречался с министром Аксененко, но решение проблемы пока не найдено», -- заявил на прошлой неделе Муртаза Рахимов, президент Башкирии, владеющей контрольным пакетом акций «Башнефтехима».
«МПС предлагает нам создать компанию-оператора, которая бы выкупила цистерны или взяла их в аренду, но для этого необходимы миллиарды рублей, а где их взять?» -- пожаловался вице-премьер правительства Башкирии Мидхат Шакиров. «Я не понимаю, зачем «Башнефтехиму» покупать эти цистерны, ведь мы занимаемся переработкой, а не перевозками», -- считает Виктор Ганцев.
В отличие от «Башнефтехима» остальные нефтяные компании уже давно создали дочерние компании по перевозке нефтепродуктов и совсем не прочь увеличить их парк за счет щедрого МПС. С другой стороны, нефтяники объективно заинтересованы в росте цен на нефтепродукты, ведь это позволяет им увеличить доходы. Удивительным совпадением интересов объясняется полное нежелание крупных компаний говорить о сложившейся ситуации.
«В этом бизнесе мы полностью зависим от МПС, поэтому никаких комментариев от меня вы не дождетесь», -- сказал руководить одной частной компании, занимающейся перевозками нефтепродуктов. «Пользуясь своим монопольным положением, МПС вынуждает нас на невыгодных условиях приобретать цистерны. Но у каждой компании есть свои подходы, и мы эту ситуацию решаем», -- сказал источник в одной из нефтяных компаний. По его мнению, те компании, которые сумеют договориться с МПС, сохранят или даже увеличат объемы переработки, что позволит им вытеснить с рынка неудачников. «Повышение цен на бензин коснется только отдельных регионов и будет кратковременным», -- считает источник.
По всей видимости, Москве дефицит бензина не грозит, ведь Московский НПЗ находится в черте города и для доставки нефтепродуктов на бензоколонки не нужны цистерны МПС.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ