|
|
N°63, 13 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большая пайка
Окончание процесса по ЮКОСу совпало с обновлением норм питания за решеткой
В тюремном меню России впервые появился десерт -- «кисель сухой витаминизированный» или 25 граммов сухофруктов. Кроме того, теперь за счет средств госбюджета каждому заключенному полагается раз в полгода зубная щетка, 30 граммов зубной пасты в месяц, мыло (женщинам -- 100 граммов в месяц, мужчинам -- 50) и, наконец, 25 метров туалетной бумаги ежемесячно.
Новые нормы питания и материально-бытового обеспечения для осужденных и содержащихся в следственных изоляторах утвердил премьер Михаил Фрадков. Впрочем, в постановлении, подписанном главой правительства, особо подчеркивается: обновленное меню действительно только в мирное время.
Как объяснили корреспонденту «Времени новостей» в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН), новые нормы разработаны «в целях улучшения ранее действующих норм питания, которые не в полной мере учитывали требования сбалансированного питания по энергетической ценности продуктов и соотношению белков, жиров и углеводов». Очевидно, в пище заключенных преобладали углеводы -- судя по тому, что суточные нормы потребления хлеба по сравнению со «стандартами» питания от 2001 года будут уменьшены на 100 граммов. Осужденным отныне полагается по 300 граммов ржаного хлеба в день для мужчин и 200 граммов для женщин, а также по 250 граммов пшеничного для представителей обоих полов. Зато теперь в рацион включено молоко (100 граммов в день), на которое раньше за решеткой могли рассчитывать лишь подростки и беременные женщины, а также два яйца в неделю.
На 10 граммов увеличена «выдача» мяса -- 90 граммов вместо 80, на 10 граммов в день стало больше макарон и на 5 граммов -- маргарина. Кроме того, в ежедневном рационе сохранились 100 граммов рыбы, 1 грамм чая, 3 грамма томат-пасты, 0,1 грамма лаврового листа, 30 граммов сахара и 20 -- соли. Отбывающим наказание мужчинам по-прежнему полагается 550 граммов картофеля, а вот женщинам, как выяснилось, это многовато -- оставили 500. Тем, кто пока только подозревается в совершении преступлений, также положено 90 граммов мяса и 100 граммов рыбы. А вот картофеля обитателям СИЗО выделяется по 500 граммов для мужчин и по 450 -- для женщин. Мужчины в СИЗО имеют право на 300 граммов ржаного хлеба, а женщины -- на 150 граммов. Пшеничного хлеба без ограничения пола полагается по 200 граммов в сутки.
Как утверждают руководители ФСИН, новое тюремное меню разрабатывалось отдельно для мужчин и женщин экспертами системы исполнения наказаний совместно с НИИ питания Российской академии медицинских наук. И меню это, по мнению разработчиков, «удовлетворяет физические потребности осужденных и подследственных в энергетической ценности и основных пищевых веществах».
Впрочем, правозащитники полагают, что в местах лишения свободы могут не увидеть не только туалетной бумаги, но и 10 дополнительных граммов мяса. «Какая разница -- новые нормы, старые, если они практически не соблюдаются? -- сказал корреспонденту «Времени новостей» руководитель интернет-проекта «Арестант» Московского центра помощи заключенным и их близким Олег Трунов. -- По этим теоретическим нормам еще можно прожить, а вот то, чем на самом деле кормят осужденных и подследственных, иначе как издевательством не назовешь. Есть изоляторы, которые с гордостью, как о большом своем достижении, заявляют о том, что питание заключенных вплотную приблизилось к минимальным нормам. Да и 500 граммов хлеба -- это вовсе не половина привычного нам батона из булочной. Это маленький кусочек сырого и плохо пропеченного хлеба. Из пайки рыбы получается котлетка размером с пятирублевую монету. Мясо бывает очень редко. И опять-таки это не то мясо, которое едят на воле, это соевый суррогат». По словам г-на Трунова, нормальное питание за решеткой возможно получить, лишь добавляя к пайке то, что передают с воли, либо покупая продукты в тюремном ларьке -- как правило, по ценам, превышающим магазинные. «Подследственным полагается одна передача в месяц, -- говорит правозащитник. -- Если у них есть родные и близкие, то они могут отстоять очередь в ларек и закинуть сидельцу какой-нибудь еды. Но если человек одинок, то чем он питается в «мирное время», неизвестно».
Ирина БЕЛАШЕВА