Рейтинг продаж в Московском Доме книги комментирует продавец отдела поэзии Надежда АНДРЕЕВА
-- Насколько радикально поменялось содержимое полок в отделе поэзии за те 35 лет, что вы продаете стихи?-- Классики XIX века в 70-е годы выпускали много, как и сейчас. Но сегодняшняя классика -- это еще и Серебряный век. А ее тогда издавали очень избирательно, можно сказать, единично. И тиражи этих изданий были маленькие. Может, по сегодняшним меркам и не такие уж маленькие, но тогда -- явно недостаточные. Сегодня же у каждого из поэтов Серебряного века можно набрать по 15--20 изданий. И спрос не падает. К тому же в начале моей «поэтической карьеры» хорошая книжка не покупалась, а добывалась: талончики, запись в очередь...
-- Вы сожалеете о временах, когда поэтические книжки были дефицитом?-- А как же! Для постоянных посетителей придерживали, бывало, книги под прилавком. А сейчас и прилавков-то нет. Кое-то по привычке спрашивает: «Что, Самойлова нет? Может, посмотрите где-нибудь?» А «посмотреть» больше негде -- все на полках, все в открытой продаже. И все зависит от издателей -- выпустят книжку, мы ее сразу в зал, на полку. И радуемся, если ее купят.
-- Зачем издавать одного поэта, даже самого популярного в десяти вариантах?-- Можно выпустить одну книгу поэта тиражом десять тысяч, а можно пять разных того же поэта, но по две тысячи. Второй вариант предпочтительнее. Если есть выбор по составу и объему, оформлению и цене, продаваться будут все пять. И проданы они будут быстрее, чем одна. Если бы Пушкина было одно-два названия, никогда бы мы не имели таких продаж. Но Пушкина, к счастью, выпускают много, постоянно, по-разному -- и никто не остается в проигрыше.
-- Что для вас означает «выпускать по-разному»?-- По категориям: для школьников, студентов, иностранцев, изучающих русский, специалистов по литературе и так далее. Для тех, кому срочно нужен текст к экзамену, -- дешевое, упрощенное издание. Для тех, кто хочет обогатить свою библиотеку, -- солидное, дорогое. Школьных серий должно быть несколько -- с развернутыми комментариями, различными вспомогательными материалами. Это очень важно. Хорошо прокомментированная классика всегда будет востребованной теми, кто учится.
-- Можете ли вы назвать поэтическую книгу последних лет, которая стала событием не только для квалифицированных читателей, но и для торговли?-- Громких имен, которые собирали бы стадионы, сейчас нет. Поэзия стала более камерной, чтением для избранных... Помню всплеск интереса к Борису Чичибабину...
-- Сколько экземпляров его книг продано в прошлом году?-- Всего 28 экземпляров. Но его же и не выпускали! Как продать то, чего нет? Держится интерес к иронической поэзии -- Губерману, Вишневскому. Поющие поэты сохраняют позиции -- Митяев, Макаревич, Долина. Бардовская классика постепенно снижает показатели. На прежнем уровне остается, пожалуй, один Высоцкий -- он среди них, как Пушкин среди остальных.
-- Рейтинг продаж в верхней своей части остается почти неизменным уже несколько лет. Поэты с устойчивой репутацией не сдают позиций. Возникает ли соблазн ограничить торговлю первыми десятью позициями?-- Ни в коем случае! Покупателей привлекают в наш отдел не только известные имена, но и все «облако поэзии», которое их здесь окружает. Без широкого ассортимента, даже без маргиналов что-то невосполнимо исчезнет. Тем более что и у книг из нижней части списка есть движение. Вышла новая книга Тимура Кибирова -- и мы замечаем возрастающий интерес к нему. Только объявлен сборник Юнны Мориц -- а уже к нам идут люди, спрашивают, не появилась ли ее книжка. И кстати, тот, кто пришел, непременно задержится, полистает другие книжки, побудет в этом «облаке поэзии» хотя бы минут двадцать-тридцать. И редко кто уйдет без покупки. И замечу: для магазина это не только финансовая целесообразность, но и культурный долг.
-- А в чем же финансовая целесообразность? Оставив только полки с хитами, вы ведь сэкономите на площадях, а значит, на аренде...-- Мы немедленно съедем с высоких продаж хитов. Покупатель всегда требует выбора.
Предпочтения покупателей
Автор | Кол-во |
1. А. Пушкин | 3926 |
2. И. Бродский |
1118 |
3. В. Маяковский | 1102 |
4. И. Крылов |
900 |
5. М. Цветаева |
898 |
6. А. Ахматова |
871 |
7. М. Лермонтов |
816 |
8. С. Есенин |
748 |
9. Ф. Тютчев |
648 |
10. И. Губерман |
535 |
11. Э. Асадов |
535 |
12. В. Высоцкий |
515 |
13. В. Вишневский |
500 |
14. А. Блок |
497 |
15. Б. Пастернак |
486 |
16. Б. Окуджава |
442 |
17. А. Дементьев |
435 |
18. Н. Некрасов |
339 |
19. Ю. Мориц |
328 |
20. Н. Заболоцкий |
303 |
21. А. Твардовский |
295 |
22. В. Тушнова |
291 |
23. О. Мандельштам |
288 |
34. Н. Гумилев |
282 |
25. А. Тарковский |
273 |
26. А. Фет |
271 |
27. Д. Хармс |
240 |
28. С. Черный |
230 |
29. Е. Евтушенко |
224 |
30. И. Барков |
220 |
41. А. Вознесенский |
158 |
49. В. Хлебников |
117 |
51. Э. Лимонов |
106 |
57. Т. Кибиров |
93 |
70. А. Розенбаум |
62 |
71. Б. Кенжеев |
60 |
82. Ф. Сологуб |
40 |
91. А. Найман |
32 |
97. Н. Коржавин |
29 |
98. Б. Чичибабан |
28 |
99. Н. Тряпкин |
28 |
Просуммировано число проданных книг каждого автораМОСКОВСКИЙ ДОМ КНИГИ -- крупнейший книжный магазин Москвы и России. Открылся в специально построенном здании на Новом Арбате в 1967 году. С 1999 года работает как Объединенный центр книжной торговли, включающий в себя 38 книжных магазинов Москвы. В постоянном ассортименте МДК не менее 65 тыс. наименований книг.
АНДРЕЕВА Надежда Васильевна работает в московском Доме книги, в отделе поэзии, с 1970 года. Ветеран труда, продавец 1-й категории. Любимые поэты: Арсений Тарковский (26-я позиция в рейтинге), Давид Самойлов (40-я позиция). Из современников -- Тимур Кибиров (58-я позиция).