|
|
N°130, 24 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С оружием не расставайтесь
В Тирасполе сожгли чучело российского генерала Евневича
Прокуратура Приднестровья завела уголовное дело по факту уничтожения на полигоне в Тирасполе танков и другой бронетехники оперативной группой российских войск (ОГРВ). Командующего ОГРВ генерал-лейтенанта Валерия Евневича «в случае необходимости» могут вызвать на допрос к следователю. Об этом корреспонденту газеты «Время новостей» сказал замминистра безопасности Приднестровья Олег Гудымо. Действиям прокуратуры предшествовали пикеты у штаба ОГРВ, которые устроили представители 20 общественных организаций региона, в числе которых -- Объединенный союз трудовых коллективов (ОСТК), «Движение в защиту Приднестровья» и Союз черноморского казачества. Протестующие сожгли у штаба российских войск чучело генерала Евневича с американским флагом на спине. Председатель тираспольского ОСТК Борис Сафонов пообещал, что если российская сторона не скорректирует ситуацию, пикеты продолжатся, причем не только у штаба армии, но и на дорогах, ведущих к полигону.
Так как пикетчики во всем обвиняют командующего ОГРВ, то за пределами российской воинской части генерала Евневича теперь, по словам Олега Гудымо, сопровождает охрана из приднестровских спецслужб. Так что российскому генералу уже не гулять свободно по приднестровской территории.
В чем же провинился Евневич? Председатель Верховного совета Приднестровья Григорий Маракуца объяснил все корреспонденту газеты «Время новостей» следующим образом. Во-первых, подчеркнул спикер, общественные пикеты прошли без согласия официальных властей региона. Во-вторых, «недовольство народа» вызвало то, что российские военные начали уничтожать не вышедшую из строя, а «хорошую боевую технику». Основная претензия к командующему ОГРВ не только участников пикетов, но и властей Приднестровья: почему подрывы на российском плацу не согласованы с последними?
Григорий Маракуца ссылается при этом на недавнее соглашение, подписанное в Тирасполе заместителем министра обороны России Владимиром Исаковым с руководством Приднестровья и представителями ОБСЕ. Документ предполагает, что любые действия ОГРВ по утилизации боеприпасов и техники должны оговариваться с тираспольскими властями. В Приднестровье давно обозначили позицию: все имущество бывшей 14-й армии -- собственность народа Приднестровья. ОГРВ, таким образом, может раскатывать на танках, стрелять из орудий во время учений, но выводить или утилизировать все это армейское добро можно только с разрешения тираспольских высокопоставленных чиновников.
Верховный совет региона направил в связи с ситуацией заявление командующему ОГРВ. Генерал Евневич предложил приднестровским депутатам все претензии адресовать Кремлю. Поскольку «решение об утилизации техники принималось руководством Министерства обороны на основании указаний президента РФ».
Матти Сидоров, член миссии ОБСЕ в Молдавии, сказал газете «Время новостей», что у России, согласно стамбульским договоренностям, есть обязательства до конца нынешнего года уничтожить или вывезти часть боеприпасов и военной техники. Поскольку танки и бронетранспортеры продать не удалось, в ОГРВ начали их уничтожение. По мнению г-на Сидорова, требование властей Приднестровья передать им боевую технику, которая еще может послужить, вызывает вопрос: зачем? Использовать их вместо тракторов никак нельзя. Разрезанные на куски Т-64 и БТР идут на переплавку на Молдавский металлургический завод, расположенный в Приднестровье. Завод получает бесплатно необходимый ему металл, тираспольский бюджет -- дополнительные доходы. Так считают в миссии ОБСЕ. Но в Тирасполе взгляд иной. В ОСТК говорят, что есть много способов помешать российским военным выполнить приказ, но конкретизировать что-либо отказываются. Здесь намерены подождать объяснений со стороны Минобороны России. Если таковых не последует, пикетчики примут адекватные меры.
Светлана ГАМОВА, Кишинев