Время новостей
     N°63, 13 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.04.2005
Проект на три буквы
ЕЭП придется строить за российский счет
Контуры Единого экономического пространства (ЕЭП), над созданием которого Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан бьются уже два года, никак не вырисовываются. Основной возмутитель спокойствия -- Киев. Если украинская позиция по созданию очень скромной интеграции останется неизменной, то остальным участникам придется либо совсем отказаться от ЕЭП в нынешнем представлении, либо «соображать на троих».

Министр экономики Украины Сергей Терехин заявил на днях, что вступление в ЕЭП будет происходить в части, не противоречащей интеграции в Евросоюз, и пока Украина намерена ограничиться созданием зоны свободной торговли.

Некоторые эксперты отмечают, что «торговлю» Киев уже начал. «Требования, выдвигаемые Украиной, абсолютно неприемлемы, полагает источник «Времени новостей» в российской делегации, и они сами это понимают. Это лишь предмет торга -- кто больше даст».

Об этом, правда в более мягкой форме, говорил куратор проекта с российской стороны, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко на состоявшемся в конце прошлой неделе первом интеграционном форуме ЕЭП: «Нельзя сказать, что идея ЕЭП одинаково понята и принята во всех наших государствах. Нередко нам предлагают извлечь из всего пакета соглашений особенно «лакомые» для наших партнеров -- например, по цене на газ или по тарифам на железнодорожные перевозки -- и тут же реализовать их в двустороннем порядке, не дожидаясь завершения переговоров, подписания и ратификации остальных. С нашей точки зрения, это недопустимо. Недопустимо потому, что разрушает саму идею ЕЭП, которая состоит в том, что мы создаем долговременный, закрепленный законодательно механизм, а не решаем сиюминутные проблемы двусторонними соглашениями».

Россия по-прежнему остается наиболее заинтересованным участником этого проекта. Чтобы рассеять последние сомнения, г-н Христенко даже заявил, что Россия готова взять на себя все издержки по созданию ЕЭП. «Мы отдаем себе отчет в том, что в обеспечении прочности и устойчивости создаваемой интеграционной конструкции на Россию, на долю которой приходится сегодня 82% совокупного ВВП «четверки», ложится не только значительная доля ответственности, но и неизбежные, особенно на первом этапе, дополнительные расходы. И мы сознательно идем на это», -- подчеркнул министр.

Правда, даже в самом Минпромэнерго "Времени новостей" не удалось узнать, что именно министр понимает под дополнительными расходами -- потери России от снижения тарифов и открытия рынков или организационные издержки по созданию новой структуры. И если речь идет о том, что создание ЕЭП будет происходить за российский счет, то во сколько российскому бюджету может обойтись настойчивое стремление создать новую структуру на территории бывшего СССР. Таких расчетов пока просто не существует.

Тем более что идея создания наднационального органа ЕЭП, на содержание которого, по всей видимости, придутся основные организационные расходы, пока носит лишь самый общий характер. Первоначально предполагалось, что количество голосов в этом органе будет распределяться в соответствии с вкладом в общий ВВП. Учитывая, что на долю России приходится 82%, остальные могли на заседания просто не приходить. Эта идея была забракована как заведомо «непроходная», и сейчас прорабатываются варианты увеличения значимости других участников. Возможно, Украина, Белоруссия и Казахстан получат право вето. Возможно, они будут иметь блокирующий пакет голосов. Пока не определены даже полномочия комиссии -- следовательно, вопросы голосования и принятия решений только будут рассматриваться.

Впрочем, Киев не хочет даже слышать о создании наднационального органа. «Обещаю продолжать дружеские отношения с Россией, но не допущу, чтобы Украина входила в надгосударственные структуры в рамках ЕЭП. Для нас не является правильным после того, как Украина получила свою свободу, девальвировать суверенитеты в бюджетной либо в экономической сфере», -- сказал вчера в Варшаве Виктор Ющенко.

Но, как показывает практика, без органа управления, чьи решения будут обязательными для всех, все договоренности остаются на бумаге, как это произошло с СНГ. У России, если она в ближайшее время вообще не потеряет интерес к этому проекту (а интерес был преимущественно политический -- удержать постсоветские республики в орбите Москвы), остаются два варианта: либо уговорить украинских коллег, пойдя на существенные экономические уступки, либо попробовать обойтись совсем без Украины. Впрочем, экономические вопросы с той же Белоруссией до сих пор решались еще более трудно, чем с Украиной.

Вера СИТНИНА