|
|
N°62, 12 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
От взаимопонимания к «взаимопроникновению»
«Газпром» будет меняться энергетическими активами с BASF
На Ганноверской ярмарке, которую в воскресенье открыли Владимир Путин и Герхард Шредер, Россия старается уйти от имиджа исключительно сырьевой державы. Однако вчера главные события развернулись в рамках газового сотрудничества. «Газпром» и BASF подписали документ об обмене активами. Его реализация усилит роль российского монополиста на розничном рынке в Германии. Немецкий концерн первым из иностранных компаний получит возможность участвовать в добыче и экспорте газа из Западной Сибири. Владимир Путин, который со своим германским коллегой Герхардом Шредером присутствовал на подписании меморандума, очень высоко оценил сделку. «В области энергетики мы сегодня явились свидетелями очень важных договоренностей, это не рядовое событие -- договор между «Газпромом» и немецким концерном BASF. По сути, это переход к обмену очень важными активами, по сути, это шаг к взаимопроникновению (экономик. -- Ред.)», -- сказал российский президент. «Германия и Европейский союз крайне заинтересованы в сотрудничестве с Россией в области поставок энергоносителей», -- тут же заявил германский канцлер.
Сенсационный меморандум вчера подписали председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и глава BASF AG Юрген Хамбрехт. В обмен на 15% минус одна акция в газотранспортной компании WINGAS «дочка» BASF -- компания Wintershall получит 50% минус одна акция в проекте освоения Южно-Русского газового месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе. Таким образом, доля «Газпрома» в WINGAS достигнет 50% минус одна акция. Кроме того, BASF станет партнером «Газпрома» по строительству Северо-Европейского газопровода, по которому планируется поставлять газ с Южно-Русского месторождения на европейские рынки. Доля немецкого концерна составит 49%.
Однако девять месяцев назад в Москве Путин и Шредер благословили «Газпром» на совместную реализацию этого же проекта с другим немецким концерном -- E.ON. Однако сроки выхода на конкретные договоренности неоднократно переносились, судя по последним заявлениям, руководство E.ON планировало решить все вопросы до конца 2005 года. В итоге «Газпром» стал вести параллельные переговоры с конкурентами E.ON -- компаниями BASF и RWE, которые завершились вчерашними событиями.
Как рассказал «Времени новостей» источник в «Газпроме», российскую компанию не устроило затягивание переговорного процесса, тем более что другие структуры проявили не праздный интерес к проекту. После того, как партнерам из E.ON сообщили о достижении договоренностей с BASF, стороны в экстренном порядке стали искать формулу соблюдения интересов E.ON, который является крупнейшим клиентом и к тому же акционером (6,5%) «Газпрома». В результате главы компаний -- Алексей Миллер и Вульф Бернотат подписали дополнение к прошлогоднему меморандуму. Оно предусматривает возможность передачи E.ON до 25% акций в проекте освоения Южно-Русского месторождения в обмен на эквивалентную долю участия «Газпрома» в активах германского концерна в области сбыта газа и электроэнергии в Европе. Правда, при этом E.ON нужно будет заинтересовать уже не только «Газпром», но и своего же конкурента -- BASF. Именно он будет выступать формальным продавцом акций (контрольный пакет «Газпрома» не может быть уменьшен), хотя переговоры будут идти через российскую компанию. В E.ON подчеркивают, что состав активов, которые потенциально могут быть переданы в обмен на долю в проекте освоения Южно-Русского, еще предстоит «окончательно конкретизировать». При этом понятно, что предметом первоочередного интереса «Газпрома» являются газораспределительные сети, купленные E.ON в Венгрии и Румынии. Стороны также решили продолжить консультации о присоединении E.ON к строительству СЕГ и о совместной деятельности в производстве электроэнергии.
Глава E.ON Вольф Бернотат выразил вчера удовлетворение достигнутым уровнем сотрудничества с российским партнером. «Участвуя в разработке Южно-Русского месторождения, мы сможем значительно улучшить свою позицию в закупке природного газа, -- заявил г-н Бернотат. -- Наша доля в объеме производства Южно-Русского месторождения соответствует приблизительно 10% совокупных закупок газа E.ON Ruhrgas. Тем самым мы сможем достичь важной для нас цели. Одновременно с помощью проекта Балтийского газопровода мы вносим значительный вклад в надежность снабжения западноевропейских газовых рынков».
Между тем Алексей Миллер на пресс-конференции недвусмысленно намекнул, что E.ON предстоит сильно постараться для того, чтобы получить долю в Южно-Русском месторождении. «Возможно участие третьих партнеров, но достигнутые сегодня договоренности с BASF самодостаточны для реализации проекта на двусторонней основе. Хотя мы ведем переговоры с компаниями, которые проявляют очень большой интерес», -- заявил председатель правления «Газпрома».
Глава российского концерна немного лукавил. BASF не в состоянии гарантировать закупку газа из Северо-Европейского газопровода даже при минимальной пропускной способности -- 20 млрд кубометров в год. Вчера г-н Миллер отказался назвать проектную мощность морской трубы и объем закупок со стороны компании WINGAS. «Журналисты начинают приближаться к нашим коммерческим тайнам», -- с улыбкой заметил г-н Миллер. Он лишь сказал, что объем будет значительным. «В рамках контракта определены объем, который будет покупать WINGAS, и мощность (Северо-Европейского газопровода. - Ред.), но мы с BASF находимся на очень ответственном этапе предконтрактной работы, мы должны законтрактовать все объемы по СЕГ», -- сказал он.
Как пояснил «Времени новостей» источник в «Газпроме», речь идет об объеме, необходимом самому концерну BASF для снабжения газом собственных новых производств. Однако он вряд ли превысит 3--5 млрд кубометров в год. Об остальном объеме предстоит договориться с другими потребителями. По информации газеты, переговоры ведутся с германскими E.ON и RWE, французской Gaz de France, британскими ВP, British Gas и Centrica. Кроме того, по словам Алексея Миллера, объявленная ранее очередная окончательная дата ввода газопровода в эксплуатацию -- 2010 год -- таковой не стала (она может быть скорректирована). В связи с продолжающимися переговорами не определена и конечная мощность СЕГ. «Инвестиции в Северо-Европейский газопровод составят 2 млрд евро в однониточном исполнении, но сколько ниток будет, мы еще не говорили», -- подчеркнул глава «Газпрома».
Доказанные запасы Южно-Русского месторождения составляют около 600 млрд кубометров газа, а проектная мощность добычи 25 млрд кубометров в год. Инвестиции в его разработку оцениваются в 1 млрд долларов. Северо-Европейский газопровод имеет общую протяженность 2100 км до городка Грайсвальд на севере Германии, из которых 1200 км приходится на морской участок по дну Балтики, а 917 км -- на территорию России. Проект предполагает возможность продолжения трубы до Великобритании. Общая стоимость строительства оценивалась в 5,7 млрд долл. Однако окончательное ТЭО проекта до сих пор не готово и в правительство не представлено.
BASF через Wintershall уже участвует в разработке российских газовых месторождений, создав в 2003 году с "Газпромом" на паритетных началах совместное предприятие «Ачимгаз» для разработки ачимовских залежей Уренгойского газонефтеконденсатного месторождения. По данным СП, добыча газа на месторождении начнется в четвертом квартале 2006 года.
К сфере деятельности WINGAS -- СП Wintershall (65%) и «Газпрома» (35%) относятся продажа и распределение российского газа в Германии; закупка газа из западных источников; продажа российского газа на оптовом рынке Великобритании; строительство и эксплуатация газопроводов и распределительных сетей, сооружение подземных хранилищ газа; транспортировка газа по территории Германии. В прошлом году компания продала 12 млрд кубометров российского газа на германском рынке. Кроме того, около 3 млрд кубометров, закупленных на шельфе Северного моря, были реализованы в Британии. WINGAS имеет четыре магистральных газопровода Ягал, Стегал, Мидал и Видал общей протяженностью 2000 км и владеет подземным газовым хранилищем в Нижней Саксонии емкостью 4,2 млрд кубометров газа в год.
Алексей ГРИВАЧ, Юрий ШПАКОВ, Ганновер