Время новостей
     N°62, 12 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.04.2005
Весенняя классика
Популярность однодневных гонок сравнима с «Тур де Франс»
Победой бельгийца Тома Бунена завершилась 103-я по счету легендарная велогонка Париж -- Рубэ. Из 191 участника до финиша сложнейшей дистанции добрались только 94 гонщика, причем 14 из них так и не были классифицированы, превысив допустимый лимит времени. На ведущих ролях провел гонку россиянин Владимир Гусев -- часть маршрута он проехал в лидирующей группе и в итоге замкнул первую дюжину финишировавших, отстав от победителя на 3 мин. 49 секунд.

Трехнедельный июльский «Тур де Франс» по значимости и популярности давно уже возвышается над всеми остальными многодневками, включая «Джиро д'Италия» и «Вуэльта Испания». Титул короля «Большой петли» рекордные шесть сезонов подряд удерживает американец Лэнс Армстронг. После долгих раздумий он принял решение стартовать во Франции и в этом году, чтобы выиграть «Тур» в седьмой раз. Что касается наиболее престижных однодневных гонок, то здесь такого единовластия не наблюдается. Каждая гонка несет в себе большую интригу, ведь список только явных фаворитов насчитывает два-три десятка фамилий. Среди сотен подобных стартов особняком стоят пять -- это так называемая «классика». У каждой из этих гонок есть богатейшие традиции и неповторимые особенности маршрута. Победы на любой из них вполне достаточно для того, чтобы велосипедист навсегда вошел в историю и считал этот успех самым важным достижением в своей карьере.

Главная изюминка велогонки Париж -- Рубэ -- 54 километра мощенной булыжником трассы. К тому же это единственная гонка с финишем на полотне велотрека. Пятую часть дистанции пелотону приходится провести в жуткой тряске на 26 участках брусчатки разной категории сложности. Недаром эту гонку еще называют «северным адом». На узкой дороге, которая строилась в незапамятные времена с таким расчетом, чтобы на ней уместилась крестьянская телега, любое падение мгновенно приводит к гигантскому завалу. Синяки, ободранные до крови ноги и руки, ушибы, переломы, искореженные велосипеды -- все это непременная атрибутика Париж -- Рубэ. Поскольку риск получить травму огромный, некоторые известные гонщики просто не решаются принять в ней участие, дабы не губить сезон. Например, известный итальянский спринтер Алессандро Петакки панически боится «старой кирпичницы». Но для большинства велосипедистов выйти на старт Париж -- Рубэ является делом чести. Здесь триумф и трагедия -- близкие соседи.

В прошлом году трехкратный победитель велогонки Париж -- Рубэ бельгиец Йохан Мюзеув ринулся в бой в возрасте 39 лет. Зная, что сезон станет для него последним, «король классики» хотел выиграть свою коронную гонку в четвертый раз. Мюзеув долго шел в лидерах, был близок к успеху, но прокол заднего колеса перечеркнул все его надежды. Карьера великого бельгийца завершилась спортивной трагедией. Почетное для любого молодого гонщика пятое место для живой легенды велоспорта означало поражение. Расстроенный и потрясенный Мюзеув, планировавший выступить еще в нескольких гонках, решил поставить точку сразу после гонки Париж -- Рубэ.

Мартовская гонка Милан -- Сан-Ремо -- самая протяженная в международном календаре. Пелотон преодолевает 294 км в высоком темпе -- на всем маршруте есть лишь один существенный подъем. Милан -- Сан-Ремо -- стихия ярко выраженных финишеров, что и подтвердил в этом году на 96-й по счету гонке Петакки. Пальму первенства по числу титулов держит лучший гонщик всех времен и народов бельгиец Эдди Меркс, а из действующих спортсменов -- немец Эрик Цабель, побеждавший четырежды.

«Тур Фландрии» по дорогам Бельгии относительно молод -- он ведет историю с 1913 года и отчасти напоминает Париж -- Рубэ. Здесь тоже есть узкие, мощенные булыжником дороги, но основная сложность заключается в преодолении 17 крутых холмов, расположенных один за другим на второй половине маршрута. На эти горки и приходится большая часть сходов с дистанции. В этом году на «Тур Фландрии» отличился все тот же Том Бунен. Бельгийские поклонники велоспорта видят в нем преемника Мюзеува, который на родной трассе завоевал три титула.

Весенняя серия классических стартов завершится 24 апреля гонкой Льеж--Бастонь--Льеж, проводящейся с 1892 года. В 1994-м место на подиуме занял россиянин Евгений Берзин, а в конце 80-х -- начале 90-х здесь царствовал Морено Аржентин -- четыре победы. Итальянец затем недолгое время был спортивным директором нашей первой профессиональной велогруппы «Альфа Люм». Особенность гонки определена ее названием -- пелотон финиширует примерно в том же районе, откуда и стартовал.

Еще одна многодневка, за победу на которой можно получить сразу 50 очков в зачет «Про Тура», проходит под занавес сезона. На октябрьской «Джиро ди Ломбардиа» в середине октября уютно себя чувствуют те, кто способен бороться в горах. У этой гонки сложный рельеф, а взбираться на многочисленные вершины приходится по трассе с уклоном до 10%. В 1994 году первым финишировал россиянин Евгений Бобрик, последние четыре года лавры достаются итальянцам.

Илья ТРИСВЯТСКИЙ