|
|
N°62, 12 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мусор в нижней палате
Госдума рекомендует правительству вернуть регионам природоохранные функции
Российские регионы требуют от правительства вернуть им право охранять природу и тратить на ее защиту средства по своему усмотрению. Вчера представители областей и республик на парламентских слушаниях в Госдуме доказывали депутатам из комитета по экологии нижней палаты, что федеральные структуры не в состоянии отследить все проблемы с загрязнением окружающей среды, да и не дело чиновников центрального аппарата заниматься, например, проблемами мусорных свалок городского масштаба. Между тем именно этого требует принятый в августе 2004 года закон о разграничении полномочий между центром и регионами. Согласно его букве субъекты федерации лишены полномочий осуществлять самостоятельно какие-либо природоохранные меры на своей территории. Их передали «наверх» -- на федеральный уровень.
В результате сложилась ситуация, которую даже парадоксальной не назовешь, потому что у руководителей регионов она вызывает не легкое удивление, а самый настоящий гнев. Например, месяц назад на заседании столичного правительства по этому поводу уже возмущался столичный мэр Юрий Лужков: «Мы не имеем права ни копейки потратить ни на благоустройство водоемов, ни на мусоросжигательные заводы. Мы не имеем права даже штрафовать за сверхнормативные выбросы. Работу каждой мусоросборочной станции должно регулировать правительство РФ».
Вчера на парламентских слушаниях столичному градоначальнику вторили и представители других регионов. Например, член законодательного собрания Якутии Анатолий Антонов посетовал, что после того, как на федеральный уровень было передано право лицензировать охоту на территории одного из самых богатых охотугодий страны, якутские власти вправе заниматься лишь «зайцами да куропатками». К тому же штат регионального подразделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору -- 19 человек на всю Якутию, в то время как 254 сотрудника республиканского природоохранного ведомства фактически остались без закрепленных законом полномочий.
Долго убеждать депутатов в том, что централизация всей природоохранной деятельности может только ухудшить и без того неблагополучную экологическую ситуацию в России, не пришлось. В Госдуме, да и в Белом доме, похоже, уже обратили внимание на побочные эффекты, которые могут возникнуть при культивировании пресловутой властной вертикали в сфере экологии. Более того, по некоторым направлениям уже наметился обратный процесс -- так, например, регионам вернули право управлять заповедниками и «обеспечивать население достоверной информацией о состоянии окружающей среды». На время -- до 1 января 2006 года -- вернули и ряд других полномочий, касающихся экологического контроля, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства. В правительстве полагают, что за это время федеральные структуры смогут наладить экологический контроль по всей стране.
Между тем руководители регионов в этом сильно сомневаются и утверждают, что федеральные службы не имеют в достатке ни людей, ни денег, ни реальной возможности влиять на ситуацию. Это частично подтвердил вчера и и.о. руководителя новой Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Андрей Малышев. «Численность экологических подразделений, которые нам передали, -- всего 1600 человек», -- признал он. В этой ситуации депутаты Госдумы сочли за лучшее согласиться с регионами и рекомендовали правительству «восстановить полномочия в сфере охраны окружающей среды в редакции закона «Об охране окружающей среды» от 2002 года. При этом председатель думского комитета по экологии Владимир Грачев считает, что центр и регионы должны иметь возможность добровольно делегировать природоохранные функции друг другу -- «исходя из финансовых и административных возможностей».
Ирина БЕЛАШЕВА