|
|
N°62, 12 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вексельберг готов делиться с Дерипаской
СУАЛ и РУСАЛ ведут переговоры о совместном строительстве глиноземного завода в Коми
Для реализации проекта строительства глиноземно-алюминиевого комплекса в Коми Виктор Вексельберг может привлечь своего конкурента в алюминиевом бизнесе -- Олега Дерипаску. Об этом вчера заявил сам Виктор Вексельберг: «Я считаю, что компания «Русский алюминий» может быть самым лучшим партнером для проекта «Коми алюминий». В этом проекте необязательно должна участвовать иностранная компания». Подробности такого сценария председатель совета директоров и владелец СУАЛа пообещал раскрыть позднее. Директор департамента PR-проектов РУСАЛа Вера Курочкина вчера подтвердила, что переговоры об участии в проекте «Коми алюминий» действительно ведутся, но раскрывать подробности до завершения сделки отказалась.
Изначально проект предполагал расширение Средне-Тиманского бокситового рудника, строительство к 2008 году глиноземного комплекса мощностью 1,4--1,8 млн тонн в год, а затем и алюминиевого завода (300--500 тыс. тонн в год) и оценивался в 2,1 млрд долл. Как самый дорогой инвестпроект в России он был занесен в программу госгарантий: в разделе «гарантии от некоммерческих рисков» напротив этого проекта записана сумма 200 млн долл. Не имея возможности обеспечить финансирование самостоятельно, СУАЛ (ранее его руководство говорило, что компания готова вложить около 900 млн долл.) уже давно ведет поиски стратегического партнера.
Основным претендентом на эту роль до сих пор считался крупнейший мировой производитель алюминия Alcoa, переговоры с ним СУАЛ при участии российского правительства начал в сентябре 2003 года. Тем не менее финансирование проекта до сих пор находится в подвешенном состоянии. Как известно, Alcoa отказалась участвовать в создании глиноземного производства, поскольку, как пояснил г-н Вексельберг, для американцев «это создание конкурирующих мощностей, они располагают достаточно большим объемом ресурсов во всем мире и, наоборот, предлагают нам участвовать в их глиноземных проектах». А строительство алюминиевого завода, к которому проявляет интерес Alcoa, предполагается после реализации глиноземной части проекта.
Кроме того, СУАЛ не мог выполнить ключевого для Alcoa условия участия в проекте -- добиться долгосрочных (от 10 до 25 лет) фиксированных тарифов на электроэнергию. Как поясняют в РАО «ЕЭС», «Газпром» не дает гарантий консервации цен в данном регионе (Печорская ГРЭС, откуда, как планируется, будет поступать энергия для «Коми алюминия», работает на газе), что позволило бы энергетикам согласиться с предложениями СУАЛа. Тарифы на газ и электричество устанавливаются постановлениями правительства на один, максимум на два года вперед. Заключать долгосрочные контракты на поставку электроэнергии и газа можно будет только после либерализации этих рынков, если, конечно, она произойдет.
В сентябре г-н Вексельберг уже заявил, что «участие Alcoa в проекте находится под вопросом». Однако американцы пока не торопятся рубить концы и продолжают заявлять, что заинтересованы в проекте.
Впрочем, как сообщил «Времени новостей» источник, близкий к СУАЛу, речь идет об участии компании г-на Дерипаски в глиноземной части проекта. РУСАЛ не имеет своей глиноземной базы в России и вынужден завозить сырье из-за рубежа, СУАЛ же покрывает свои потребности на 100%, а с запуском глиноземного комплекса у компании г-на Вексельберга появится избыток сырья. Строительство алюминиевого завода на базе глиноземного комплекса, по словам источника, тормозит нерешенная проблема с энергетическими тарифами.
Яна ГОДОВАНАЯ