|
|
N°62, 12 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Президентская скорость
РЖД и Siemens подписали договор о создании суперэлектропоезда
«Российские железные дороги» и немецкий концерн Siemens закрепили договоренность о сотрудничестве на политическом уровне. Вчера в Ганновере, где стартовала международная выставка современных промышленных технологий, президент РЖД Геннадий Фадеев и глава Siemens Клаус Кляйнфельд в присутствии руководителей обеих стран Владимира Путина и Герхарда Шредера подписали договор о развитии производства высокоскоростных поездов для российских железных дорог. Глава РЖД сообщил, что только стоимость контракта на покупку 60 таких составов, который будет подписан в рамках заключенного вчера договора, составляет 1,5 млрд евро. Стоимость же всего проекта, включая организацию производства, пока никто оценить не берется.
Присутствие гг. Путина и Шредера на церемонии подписания договора, судя по всему, дает инвесторам, которых РЖД и Siemens рассчитывают привлечь для участия в СП по производству скоростных электропоездов, гарантию стабильности их вложений. Как отмечается в пресс-релизе РЖД, приуроченном к подписанию договора в Ганновере, «факторами минимизации рисков для инвесторов становятся...возможная государственная поддержка (за счет установления специальных ставок таможенных пошлин на ввозимое оборудование и комплектующие)».
Как уже сообщалось и как подтвердили вчера представители обеих компаний, в рамках проекта стороны намерены к 2007 году обеспечить сборку в России первого опытного образца поезда, способного развивать скорость до 250 км/ч, а с 2009 года начать их серийный выпуск. Для этого будет создано СП с участием Siemens, российских промышленных предприятий и инвестиционных банков. РЖД в СП не войдет: по словам представителя компании, компания не может «выступать одновременно в роли заказчика и потребителя продукции». Хотя на ранней стадии переговоров речь шла о том, что немецкий концерн предоставит технологию производства, а РЖД -- производственную площадку, в качестве которой в компании г-на Фадеева ранее видели свой филиал Московский локомотиворемонтный завод (см. «Время новостей» от 14 марта). Теперь в компании говорят, что скорее будет выбрано другое предприятие, не связанное с РЖД.
Siemens обязуется разместить производственные мощности в России и увеличить объем российских комплектующих в готовом продукте. Если сначала будут собирать поезда в основном из импортных деталей, доля российских будет составлять около 30%, то к 2015 году соотношение должно стать обратным (70% российских деталей и 30% импортных). Немецкий концерн также обязуется передать РЖД конструкторскую документацию и «обеспечить трансферт технологий производства на российские предприятия». От РЖД требуется гарантировать закупки как минимум 60 электропоездов. Подписание соответствующего контракта, по данным источника в компании, должно состояться до конца июля.
Понимания, в какую сумму обойдется весь проект, включая подготовку производственной базы, пока нет ни у РЖД, ни у Siemens. Немецкая сторона только приступила к подготовке ТЭО и технического задания. Однако вчера г-н Фадеев заявил, что «инвестиции основных инвесторов в проект запланированы в размере 35--50% от общего объема». Как пояснили «Времени новостей» в РЖД, под основными инвесторами подразумеваются участники СП, которые никуда от проекта не денутся. Их список пока не определен, поскольку Siemens еще проводит тендер. По словам собеседника, оставшиеся средства РЖД, которое участником СП не является, будет привлекать самостоятельно под закупки продукции. При этом г-н Фадеев вчера высказал заинтересованность в том, чтобы деньги давали именно российские банки, поскольку «производство поездов все-таки российское».
Яна ГОДОВАНАЯ