|
|
N°61, 11 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Таджикский оппозиционер благодарит Путина
И обещает освободить всех таджиков
Лидер Демократической партии Таджикистана Махмадрузи Искандаров, только 4 апреля освобожденный российскими властями (см. «Время новостей» от 8 апреля), вновь объявлен в Москве в розыск. Ксерокопия фотографии известного таджикского оппозиционера расклеена в международном аэропорту Шереметьево-2. А кроме того, информацию о своем розыске подтвердил вчера в телефонном интервью «Времени новостей» сам г-н Искандаров. Уже на следующий день после освобождения ему об этом сообщили осведомленные источники из Душанбе. По их данным, президент Эмомали Рахмонов попросил министра обороны России Сергея Иванова, находившегося в Душанбе в связи с военными учениями ОДКБ, передать озабоченность таджикских властей освобождением Искандарова президенту Путину. Затем эта тема была поднята и в личном общении Путина и Рахмонова в Сочи.
Очевидно, что освобождение таджикского политика было связано с тем, что предъявленные ему на родине обвинения в террористической деятельности не показались убедительными российской Генпрокуратуре. Искандаров зачитал корреспонденту "Времени новостей" документ, выданный ему при освобождении. «Постановление Бабушкинской межрайонной прокуратуры г. Москвы от 4 апреля 2005 года. Руководствуясь ст. 62 Конвенции от 22 января 1993 года, из-под стражи освободить. Подпись: Начальник СИЗО 77/4». Конвенция, на которую делается ссылка, подписана странами СНГ в Минске и касается сотрудничества правоохранительных органов в розыске и выдаче лиц, обвиняемых в своих странах в различных преступлениях.
Сразу после того, как Махмадрузи Искандаров оказался на свободе, он отправил письмо на имя президента России. «Благодарю Вас за Ваше участие в моей судьбе. В традициях моего народа помнить добро и благодарить за содеянное. Вы вернули мне свободу, и я постараюсь ее вернуть моему народу», -- пишет Путину лидер таджикской демпартии. Искандаров заявил "Времени новостей", что «собирается вернуться на родину и принять участие в президентских выборах», которые должны пройти в 2006 году.
Освобождение Искандарова приветствовали его соратники по оппозиции, лидеры компартии, социал-демократической партии и Партии исламского возрождения Таджикистана. Это событие «будет способствовать стабильности в республике», заявил представитель бюро ООН в Таджикистане Ян Маликзода. Хорошим знаком назвал освобождение Искандарова и советник политического отдела миссии ОБСЕ в Душанбе Абдували Тохиров. По его словам, оно «позволяет надеяться на то, что и другие проблемы демократизации в Таджикистане могут найти свое решение».
Искандаров вынужден сейчас скрываться, хотя, по его словам, он не верит, что в Москве примут решение о его повторном задержании в угоду Душанбе. «Ведь это породит весьма неблагоприятный международный резонанс, особенно на фоне событий в Киргизии, -- говорит он. -- Российское руководство, проявившее тонкое понимание сути конфликта между бывшим киргизским руководством и оппозицией, не должно идти на поводу у руководства Таджикистана, повторяющего ошибку Акаева, стремившегося изобразить преступниками своих политических оппонентов». По словам г-на Искандарова, в СИЗО почти за четыре месяца его задержания никаких следственных действий с ним не проводили: «Только дважды со мной беседовали представители миграционной службы России в ответ на мое обращение предоставить политическое убежище в вашей стране». Таджикский дипломатический паспорт у Искандарова в СИЗО отобрали и до сих пор не вернули.
Аркадий ДУБНОВ