|
|
N°61, 11 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как Папа Римский политиков мирил
На похоронах в Ватикане продолжались чудеса
Ушедший в мир иной Иоанн Павел II сотворил еще одно благодеяние. У его гроба, пережив волнующее прощание с Папой, жали друг другу руки непримиримые противники. Израильский президент Моше Кацав обменялся рукопожатиями с президентом Сирии Башаром Асадом, а потом с президентом Ирана Мохаммадом Хатами. Хотя Израиль почти полвека враждует с Ираном и Сирией.
Президент Зимбабве Роберт Мугабе протянул руку сидящему рядом британскому принцу Чарльзу, и последний не мог ее не пожать, хотя всегда критиковал власти этой африканской страны. Теперь кое-кто из британских политиков критикует за это рукопожатие уже и принца Чарльза, а он оправдывается тем, что таково было элементарное требование приличий.
Еще дальше пошли поляки: в Риме засвидетельствовали свое примирение бывший и нынешний президенты Польши. Руки друг другу жали Лех Валенса и Александр Квасьневский. Казалось, что этого не произойдет никогда. Десять лет назад лидер Союза демократических левых сил Александр Квасьневский включился в президентскую гонку и стал соперником легендарного лидера "Солидарности" Леха Валенсы, когда у того подходил к концу первый и, как оказалось, последний президентский срок. По окончании телевизионных дебатов ведущий предложил кандидатам подать друг другу руки. "Этому господину в лучшем случае я подам ногу", -- сгоряча брякнул тогда Валенса.
Надо отдать должное Квасьневскому, который после этого дважды выигрывал президентские выборы и не раз искал подходы к бывшему электрику Валенсе. Но сопротивление Валенсы было непробиваемым. «Это произойдет, лишь когда Квасьневский уйдет из президентов», -- говорил он. Даже сейчас Валенса по привычке упрямился и только «под большим давлением и неоднократными просьбами» дал себя уговорить войти в официальную делегацию на похоронах Папы Римского. С ним и он, и Квасьневский неоднократно встречались.
На площади Святого Петра места Квасьневского и Валенсы были рядом. Руки они друг другу подали после завершения погребальной мессы. Потом были беседа и совместный обед в присутствии супруг. «Мы вместе пришли к выводу, что это святой отец вынудил нас помириться, и весь мир видит, что идущая от него сила способна творить чудеса», -- объяснил свой жест Валенса.
Валерий МАСТЕРОВ, собкор «Московских новостей» в Варшаве, -- для «Времени новостей»