Время новостей
     N°61, 11 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.04.2005
Последний шанс ЗИЛа
В Москве готовятся собирать китайские грузовики и автобусы
Гигант советского автопрома Завод имени Лихачева, так и не оправившийся от финансового и производственного кризиса, намерен собирать китайские грузовики и автобусы. Менеджеры ЗИЛа в конце минувшей недели подписали соглашение о сотрудничестве с одним из лидеров китайской автомобильной промышленности -- First Automotive Works (FAW). Пока речь идет о производственной кооперации на уровне обмена опытом и технологиями. Следующей ступенью сотрудничества может стать выпуск в России совместного продукта под единым брендом либо сборка китайских грузовиков и автобусов на мощностях ЗИЛа.

Выбор в качестве партнера FAW не случаен. Китайский завод был построен в 1953 году как аналог ЗИЛа, персонал проходил стажировку в СССР, а один из первых продуктов FAW -- грузовик Jeifang -- был прототипом ЗиС-150. Прошло чуть более полувека, и из-за краха системы госзакупок ЗИЛ с проектными мощностями 250 тыс. машин в год стал выпускать в 17 раз меньше грузовиков (в прошлом году объем производства составил 14,8 тыс. машин). FAW же в минувшем году выпустил более миллиона автомобилей. В январе этого года гендиректор ЗИЛа Константин Лаптев официально заявил, что «продукция предприятия (среднетоннажный городской грузовик ЗИЛ-5301 «Бычок») не востребована потребителем и экономически неоправданна». В связи с этим менеджмент принял решение сократить проектные мощности до 50 тыс. (на этот уровень ЗИЛ планирует выйти к 2010 году) и освободившееся площади (около 280 га) продать или сдать в аренду.

Активизировать контакты с китайцами менеджмент решился только после того, как были проведены меры по реструктуризации активов и остановлена тенденция спада производства. Согласно подписанному на днях протоколу сотрудничество пока будет протекать в рамках двух программ: «Восток-агрегат» и «Восток-сборка». В рамках первой предполагается обмен наиболее совершенными автокомпонентами, что позволит сэкономить на разработке новых. На ЗИЛе уже проходят сертификацию силовые агрегаты, созданные на совместном предприятии FAW и компаний Cummins и Perkins, которыми будут оснащаться «Бычки». ЗИЛ, в свою очередь, готов поставлять FAW мосты, коленные валы, некоторые модели коробок передач. Вторая программа предусматривает экспансию китайского бренда на рынки России и стран СНГ. Уже сейчас ведутся работы по адаптации двух моделей грузовиков и двух моделей автобусов FAW к эксплуатации в России. При этом на первом этапе сборка в нашей стране не планируется, машины будут поставлять из Китая (они появятся на российском рынке в начале следующего года).

Впрочем, в самом начале переговоров стороны обсуждали возможность в дальнейшем выйти на более высокий уровень интеграции, а именно -- выпускать совместную модель, причем собирать ее на территории России. Возможно, такое решение будет принято после того, как адаптированные при участии специалистов ЗИЛа китайские машины будут проверены российским рынком.

Китайские автомобили, очевидно, составят конкуренцию продукции предприятий «Руспромавто», подконтрольных Олегу Дерипаске. По своим техническим характеристикам машины, которые сейчас проходят адаптацию, схожи с моделями ГАЗа и ПАЗа (грузовиком ГАЗ-3310 «Валдай» и автобусом ПАЗ-4234). На ЗИЛе не исключают, что импортируемые и тем более собираемые в России аналоги «Газелей» могут обойтись на несколько тысяч долларов дешевле оригинала. Предполагается, что в этом году будет выпущено около сотни машин, в последующие годы -- по 5 тысяч. В «Руспромавто» сочли пока преждевременным оценивать перспективы собранного на ЗИЛе российско-китайского автомобиля.

Яна ГОДОВАНАЯ