Время новостей
     N°61, 11 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.04.2005
Манежу прописана ночная жизнь
Заканчивать отделку выставочного комплекса будут уже после его открытия
До открытия восстановленного после пожара Манежа остались считаные дни. В субботу стройплощадку посетил мэр Москвы Юрий Лужков, дабы проверить готовность выставочного зала к приему посетителей. И обнаружил, что строителям, как это заведено, все равно не хватает времени. Тем не менее мэр решил не переносить торжественную церемонию, назначенную на 18 апреля. «У нас осталось еще девять суток, я подчеркиваю: не девять дней, а девять суток, и мы все успеем сделать», -- заявил г-н Лужков, отметив, что оставшиеся работы придется заканчивать уже после официального открытия.

После пожара, уничтожившего год назад уникальные деревянные перекрытия Августина Бетанкура, архитекторы и историки настаивали на восстановлении здания в первоначальном виде. Однако мэру Москвы, похоже, удалось значительно «улучшить» первоисточник. Пятидесятиметровые лиственницы, из которых были сделаны бетанкуровские фермы, были заменены клееными деревянными брусами, пропитанными огнеупорным составом. Копировать оригинальный крепеж балок тоже не стали: кованые детали середины XIX века заменили болтами. Много нового появилось и под обновленной кровлей выставочного зала. Не говоря уж об эскалаторах, лифтах и стеклянном ограждении трех внутренних этажей, пущенных под кафе и рестораны, строительство в Манеже еще одного подземного яруса, по словам мэра, позволило радикально укрепить фундамент. «Стены Манежа держались на честном слове», -- заверил Юрий Лужков, пояснив, что для их укрепления строителям пришлось бурить скважины и закачивать в них бетонный раствор.

Обновленный Манеж, почти полностью разрушенный огнем в самый неподходящий момент -- в день выборов президента России, теперь будет оснащен самыми современными системами кондиционирования и пожаротушения. «Манеж не просто надежно защищен от пожара, он перенасыщен всевозможными датчиками», -- так прокомментировал мэр расположенные через каждые два метра газоанализаторы и распылители. Однако изобилие инженерной инфраструктуры вновь заставило специалистов вернуться к старому спору о том, стоит ли оставлять деревянные фермы Бетанкура открытыми для обозрения или все же закрыть их сетчатым натяжным потолком, который мог бы становиться прозрачным в зависимости от освещения. До последнего времени предполагалось, что драгоценные деревянные перекрытия останутся открытыми, но обилие на уровне потолка всевозможных коммуникаций заставило строителей закрыть их трехметровой бетонной полосой, идущей по всему периметру здания. Видимая же часть деревянных ферм оказалась настолько нагруженной всякими датчиками, что стала представлять больший интерес как памятник инженерного искусства XXI, а не XIX века. В результате вопрос о потолке городские власти решили отложить на потом.

Напомним, что проект реконструкции Манежа первоначально предусматривал строительство под землей не одного, а целых трех этажей, включая подземную автостоянку. Против этого проекта выступили многие историки и искусствоведы, однако среди специалистов были и те, кто последовательно выступал за строительство подземного уровня. Это, например, главный археолог Москвы Александр Векслер. По его словам, Манежная площадь является местом одного из самых ранних поселений древних москвичей и представляет огромный интерес для археологов. К сожалению, раскопки, произведенные при строительстве торгового комплекса «Манежная площадь», показали, что культурный слой сильно нарушен, поэтому основные надежды археологи возлагали на предстоящую реконструкцию Манежа, культурный слой под которым сохранился с середины XIX века. Манеж историков не разочаровал. Ученым удалось раскопать древнее кладбище и часть Тверской дороги, а также обнаружить орудия труда, воинское обмундирование, одежду, посуду и украшения. Археологические находки и станут первой экспозицией, которую покажут зрителям во время церемонии открытия обновленного Манежа. Однако право быть первым в новом Манеже у г-на Векслера намерен оспорить художник Сергей Андрияка, выставка работ которого должна стать первой после начала функционирования Манежа в качестве выставочного зала.

Александр ГУДКОВ