|
|
N°130, 24 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Птичку» пожалели
Московский Птичий рынок останется на прежнем месте. По крайней мере на некоторое время. На прошлой неделе Министерство по антимонопольной политике признало незаконным распоряжение премьера правительства Москвы «О выводе торговли с территории Калитниковского (Птичьего) рынка» и потребовало отменить его до 1 сентября 2001 г. Об этом, как о полной победе над столичными властями, объявили вчера защитники культового рынка из молодежного движения «Первое свободное поколение» (ПСП).
Демонстрации, пикеты и трогательные рассказы о детях, которые приходят на один из старейших рынков столицы посмотреть морских свинок, не могли разжалобить московские власти. Еще недавно казалось, что судьба легендарного рынка предрешена и ничто не остановит его переселения за можай -- на 14-й километр МКАД, на сельхозрынок «Садовод». Помощь «Птичке» подоспела с неожиданной стороны: МАП России вняло доводам юристов «Первого свободного поколения».
В распоряжение ПСП попал документ, проливающий свет на истинные причины возможного переселения «Птички». Помимо банальной идеи продажи под элитарное жилье лакомого куска земли в районе Большой Калитниковской улицы власти, как оказалось, беспокоились и о своем детище -- рынке «Садовод». Специализированный сельскохозяйственный рынок, призванный обеспечивать дачников саженцами и тяпками, почему-то не стал, как задумывалось изначально, бойким торговым местом. И еще в январе 1999 г. Александр Музыкантский, тогда еще префект Центрального округа, вместе с министром правительства Москвы, руководителем департамента продовольственных ресурсов Виталием Морозовым обратился к московскому мэру Юрию Лужкову с просьбой поддержать хилое торговое начинание.
Как сказано в их письме, из-за резко выраженной сезонности ассортимента рынок «себя не окупает, работает с отрицательным балансом и может быть объявлен банкротом». Улучшить финансовые показатели и ассортимент «Садовода» было предложено за счет алкогольной продукции и домашних животных вместе с товарами для их содержания. Тем более что место, где животными торговали до сих пор, как заметили гг. Музыкантский и Морозов еще в начале 1999 г., прекрасно подойдет «для жилищной или общественной застройки». Очевидно, согласившись с их доводами, в декабре 2000 г. Юрий Лужков и издал печально знаменитое распоряжение по поводу «вывода торговли» с Птичьего рынка.
Специальная комиссия антимонопольного комитета на прошлой неделе согласилась с тем, что и само письмо, и распоряжение мэра -- грубое нарушение антимонопольного законодательства. Потому что Птичий рынок -- это не только морские свинки и аквариумные рыбки, это еще и ООО, хозяйствующий субъект. Распоряжением же мэра, как отмечается в решении МАП, этот субъект насильно поставлен в дискриминирующие условия, тогда как другому такому же хозяйствующему субъекту -- рынку «Садовод» -- искусственно созданы условия благоприятные. Не исключено, что правительство Москвы будет теперь искать другие пути для расторжения аренды с ООО «Птичий рынок». Однако, как заверил вчера на пресс-конференции председатель молодежного движения Владимир Шмелев, решение специальной комиссии мэрии, которая в августе должна постановить, что строить на месте «Птички», теперь уже не может считаться законным.
По странному совпадению, о своей победе объявили вчера и защитники другого российского зоологического памятника с богатейшей историей -- Ленинградского зоопарка. Напомним, что с весны дирекция зоопарка и санкт-петербургские власти находятся в состоянии конфликта. Губернатора северной столицы упрекают в том, что он собирается строить новый зоосад на окраине Санкт-Петербурга (самый большой в России) и отказывается вкладывать деньги в исторические семь гектаров живой природы у стен Петропавловской крепости.
В этом конфликте арбитром стал президент России, к которому обратился с открытым письмом директор зоопарка Иван Корнеев. Ответ от Владимира Путина пришел в неожиданно короткие сроки. Правда, президент всего лишь распорядился, чтобы министр культуры Михаил Швыдкой и полпред в Северо-Западном округе Виктор Черкесов разобрались в ситуации и доложили ему свои предложения. Но главный федеральный инспектор в Санкт-Петербурге Николай Винниченко растолковал президентскую волю как вполне благоприятную: «Любое строительство учреждения, связанного с содержанием животных, не должно ущемлять интересов Ленинградского зоопарка».
Ирина БЕЛАШЕВА, Ольга ПАВЛОВА