Время новостей
     N°61, 11 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.04.2005
Ярмарка либеральных идей
Путин привез в Ганновер не только технологии
Участие в Ганноверской ярмарке, которую вчера торжественно открыли Владимир Путин и Герхард Шредер, -- одно из практических свидетельств стремления российской власти перевести экономику на рельсы инновационного развития. В этом году Россия выступает страной-партнером ярмарки, которая считается одной из наиболее значимых мировых выставок современных промышленных технологий.

Организатор ярмарки Зепп Хэкманн на пресс-конференции отметил, что Россия сегодня предстает иной, нежели еще недавно, когда она была известна лишь поставками энергоносителей. В Ганновере свои стенды у российских авиастроителей (объединив экспозицию «Сухого» и «Иркута», правительство демонстрирует прообраз формируемой Объединенной авиакорпорации), автомобилестроителей в лице «КАМаЗа» и оборонщиков в лице «Рособоронэкспорта». Глава Минпромэнерго Виктор Христенко среди российских экспонатов также выделяет лазерные комплексы для резки листовых материалов, мобильный робототехнический комплекс и программное обеспечение для промышленности, медицины и сферы услуг.

Но Владимир Путин, видимо, посчитал, что всех привезенных в Ганновер экспонатов недостаточно. Его речь на открытии ярмарки состояла из заявлений, ласкающих слух любого инвестора. А тем более немецкого, интересующегося вложениями в Россию. Любые домыслы о якобы готовящемся пересмотре итогов приватизации безосновательны - «напротив, для стабилизации отношений собственности и недопущения каких бы то ни было возвратов к теме о ее переделе мы готовим сейчас решение об уменьшении срока давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет». Российское государство готово передать в частные руки 3,5 тысячи акционерных обществ и 8 тысяч государственных предприятий. Россия собирается на стандартных условиях вступить в ВТО и начать переговоры о вступлении в Организацию экономического сотрудничества и развития. Продолжится реструктуризация естественных монополий и банковского сектора. К 2007 году Россия будет готова перейти к полной валютной либерализации. России и Германии предстоят стратегические решения об участи германских компаний в проектировании и строительстве североевропейского газопровода и разработке перспективных месторождений газа в России. Наконец, Россия подтверждает готовность выплатить досрочно задолженность странам Парижского клуба, включая Германию.

«Россию можно причислить к особенно быстро растущим индустриальным нациям мира. За прошедшие годы инвестиционный климат в России ощутимо улучшился, идет ли речь о налоговой политике, таможенных процедурах или законодательстве", -- сказал в ответном слове канцлер ФРГ. Надо сказать, что немцы заранее и по достоинству оценили деятельность президента России. «С конца прошлого года и начала нового 2005 года становится заметно, что российская действительность и дальше продолжает характеризоваться многими позитивными явлениями. Впечатляющий экономический рост последних шести лет и последовательно продолжающиеся экономические реформы при президенте Путине образуют в нынешнем году хорошую основу для дальнейшего улучшения базовых условий для инвестиций», -- говорится в докладе, который специально к ярмарке выпустил для немецких предпринимателей Восточный комитет германской экономики. «Тот, кто сегодня недостаточно инвестирует в Россию, совершает стратегическую ошибку», -- уверял вчера прессу Зепп Хэкманн.

Однако взаимные комплименты лишь только оттеняют те случаи, когда Москва и Берлин не находят общего языка. По иронии судьбы, это как раз те проекты, которые могли бы стать основой не просто сотрудничества, а глубокого взаимопонимания между властями и предпринимателями двух стран.

Переговоры о досрочном погашении долга странам Парижского клуба начались после того, как Германия в явно недружественном стиле продала частным инвесторам облигации, привязанные к российским платежам. Сами переговоры российского и немецкого минфинов (от Германии как крупнейшего кредитора России по существу и зависит позиция всего клуба), несмотря на импульсы от политиков, вроде бы подходят к успешному завершению, но идут слишком долго и трудно.

Позиция российских властей по планам немецкого концерна Siemens купить 70% акций «Силовых машин» явно не способствует укреплению доверия. Виктору Христенко вчера в очередной раз пришлось объяснять, почему изначально получившая политическую поддержку Москвы сделка наткнулась на препятствия (Федеральная антимонопольная служба пока рассматривает заявку Siemens): «Силовые машины» имеют солидный оборонный сегмент. При этом г-н Христенко утешил немцев тем, что, возможно, благодаря этой коллизии будет усовершенствовано российское законодательство.

Наконец, явно пробуксовывает и предмет гордости двух правительств - протокол о сотрудничестве между «Газпромом» и концерном E.on. С точки зрения немцев, вполне ясные договоренности начинают размываться новыми российскими идеями: в последние месяцы все активнее ведется речь о предполагаемых поставках природного газа в Китай, Корею, Японию и США. Для создания производственной базы и необходимой инфраструктуры потребуются гигантские инвестиции, которых у России сегодня нет. «Россия именно в области энергетики не слишком охотно допускает в страну самостоятельный иностранный капитал, -- говорит профессор Фридемар Мюллер, который возглавляет исследовательский центр «Глобальные вопросы» в Фонде науки и политики в Берлине, -- а идет на такие формы сотрудничества, которые в любом случае обеспечивали бы ей контрольный пакет». Это, считает эксперт, приведет к тому, что иностранный капитал будет представлен в реализации этих пока еще гипотетических проектов не слишком высокими показателями. Логика «восточного вектора» будущих российских газовых поставок заставляет задуматься: будут ли использованы немецкие и западноевропейские инвестиции в производство российского газа, поставки которого пойдут в прямо противоположном от Европы направлении?

Россия сегодня еще далеко не рай для западных инвесторов. Соглашаясь с этим, шеф Восточного комитета германской экономики Клаус Мангольд задает, однако, встречный вопрос: «А разве для нас рай в Китае, или, скажем, Бразилии?»

Юрий ШПАКОВ, Николай ПОРОСКОВ, Берлин, Андрей ДЕНИСОВ