|
|
N°60, 08 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Единый экспортный контроль
Правление «Газпрома» покинул Юрий Комаров -- последний представитель старой команды
Глава «Газпрома» Алексей Миллер полностью освободил правление от топ-менеджеров эпохи Рема Вяхирева. Пост его заместителя по внешнеэкономической деятельности покинул Юрий Комаров, который теперь займется реализацией проектов в области сжиженного природного газа. Освободившееся кресло уже занял генеральный директор «Газэкспорта» Александр Медведев, который сохранит за собой прежнюю должность. До утверждения своего назначения советом директоров г-н Медведев будет носить формальную приставку и.о.
Как рассказал «Времени новостей» источник в «Газпроме», кадровое решение было принято еще в начале года. В феврале Юрий Комаров достиг пенсионного возраста -- 60 лет, после чего ушел в длительный отпуск. К работе в своей прежней должности он так, по сути, и не приступил. В то же время Алексей Миллер не решился окончательно расставаться с главным специалистом в сфере экспорта газа, создателем действующей системы торговли российским газом в Европе. В ближайшее время концерн создаст 100-процентную «дочку» «Газпром-СПГ», которая будет осуществлять проекты по производству сжиженного газа. Ее гендиректором станет Юрий Комаров.
Когда Алексей Миллер в 2002 году начал избавляться от доставшейся ему в наследство команды Рема Вяхирева, г-н Комаров, курировавший внешнеэкономическую деятельность в ранге простого члена правления, получил повышение, став заместителем председателя. Учиться на ошибках в секторе, который приносит «Газпрому» две трети выручки (сейчас около 20 млрд долларов в год), было бы непозволительной роскошью. Однако даже тогда было ясно, что, подготовив себе достойную смену, г-н Комаров уйдет.
В итоге подготовка преемника растянулась на три года, а «учебным полигоном» стал пост гендиректора «Газэкспорта». Сначала это место занял Олег Сиенко, который чуть было не развалил систему долгосрочных экспортных контрактов, за что был быстро уволен. Выходец из системы советской внешней торговли Александр Медведев оказался более способным учеником. Перед развалом СССР он являлся директором совзагранбанка Донау-Банк АГ, а в 1991--1996 гг. и 1998--2002 гг. руководил компании «ИМАГ Инвестмент Менеджмент энд Эдвайзори Групп ГмбХ», которая в числе прочего занималась продажей российской нефти в Европе. В частности, «ИМАГ» была трейдером Восточной нефтяной компании в 1997--1998 гг. до ее покупки ЮКОСом, а г-н Медведев занимал в то время пост вице-президента ВНК (тогда первым вице-президентом компании работал экс-глава Минтопэнерго, бывший представитель президента России по вопросам Каспия, ныне -- посол России в Латвии Виктор Калюжный, он вместе с г-ном Медведевым, как считается, воевали с менеджментом ЮКОСа за контроль над "Томскнефтью").
Двойной контроль одного и того же направления -- особенно экспортного -- всегда и везде является почвой для трений. «Как только стало понятно, что г-н Медведев готов к самостоятельной работе, г-на Комарова попросили уступить дорогу молодому коллеге», -- говорит источник в «Газпроме». Другой представитель монополии сообщил, что уже на следующей неделе на выставке в Ганновере новый куратор экспорта российского газа будет представлен европейским партнерам.
Между тем, знания г-на Комарова будут востребованы очень скоро. Вчера Алексей Миллер встретился с главой корпорации Royal Dutch/Shell Иеруна Ван дер Вира. По информации «Времени новостей», стороны согласовали условия вхождения «Газпрома» в проект «Сахалин-2», в рамках которого планируется экспортировать 9,6 млн тонн СПГ в год. Сейчас Shell владеет 55% акций компании Sakhalin Energy, которая является оператором проекта. В обмен на часть этого пакета «Газпром» передаст англо-голландской компании долю в проекте освоения неокомских залежей Заполярного месторождения. Стороны не комментируют итоги переговоров до подписания конкретного соглашения и получения согласия на вхождение в проект «Газпрома» со стороны других участников -- японских Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%). Ранее представители Shell говорили, что готовы говорить о 20% акций, а в «Газпроме» намекали, что меньше, чем на блокпакет не согласны.
Кроме того, руководители «Газпрома» и Shell договорились, что внимательнее изучат перспективы сотрудничества в рамках гигантского Штокмановского проекта в Баренцевом море.
Алексей ГРИВАЧ