Время новостей
     N°60, 08 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.04.2005
Крепко сбитый самолет
Ради борьбы с терроризмом военные готовы жертвовать авиапассажирами
Если столице «будет угрожать захваченный террористами самолет, он будет уничтожен в воздухе» -- это сенсационное заявление сделал вчера командующий Командованием специального назначения (КСПн -- бывший Московский округ ПВО) генерал-полковник Юрий Соловьев. «Я не допущу, чтобы на Москву что-то упало», -- сказал он.

Пока части противовоздушной обороны имеют право сбивать только военные самолеты или другие летательные аппараты военного назначения, если они ненароком залетят в воздушное пространство столицы. Но в начале марта командующий КСПн не без воодушевления сообщил, что в коридорах власти готовится решение, которое позволит сбивать над столицей и гражданские самолеты, захваченные террористами. Даже если на борту есть пассажиры.

Военные давно добиваются изменения законодательства в таком ключе. В частности, статьи 35 закона о госгранице, запрещающей «трогать» борт с пассажирами. Добиваются хотя бы потому, что командование силами ПВО оказывается в заложниках ситуации. Если они самолет не собьют и он, как 11 сентября 2001 года в США, вонзится в какой-то объект государственной важности, генералов отдадут под суд. А если собьют, то в соответствии с нынешними законами -- тоже.

Впрочем, главный военный прокурор и тоже генерал-полковник Александр Савенков вчера назвал такую точку зрения несостоятельной, надуманной и неуместной. По убеждению военного юриста, существующая законодательная база содержит «достаточные правовые основания для выполнения войсками ПВО возложенных на них задач». В том числе и защиту от атак с воздуха. И назвал законы «О Государственной границе РФ», «Об обороне», а также изданные в их развитие нормативные документы. Генерал Савенков напомнил о таких установленных правом понятиях, как «необходимая оборона», «крайняя необходимость» и «обоснованный риск».

Однако у генерала Соловьева все же больше сторонников. Если быть формалистом, недавние поправки к закону «Об обороне», давшие право применять вооруженные силы в борьбе с терроризмом, уже позволяют генералу Соловьеву действовать по намеченному им алгоритму. А на подходе законопроект «О противодействии терроризму», в котором есть норма, фактически требующая сбивать захваченные террористами самолеты, если не удалась их принудительная посадка. Каким именно образом в этом случае должны действовать силы ПВО, будет сказано в соответствующей инструкции.

Окончательное решение -- сбивать или не сбивать --будут принимать, по всей вероятности, министр обороны либо главнокомандующий ВВС. Если, конечно, у них на это хватит мужества и нормально сработает связь. Пока исторические аналогии не в пользу военных. Например, в истории с летчиком -- хулиганом Рустом при наличии огромного количества боевых средств никто из генералов не решился взять на себя ответственность «нажать кнопку». А до главкома ПВО дозвониться не смогли. Уже тогда предлагалось решение сбивать нарушителя отдать командирам приграничных дивизий. Сегодня, несмотря на то что границы придвинулись вплотную к столице и все будут решать секунды, планка принятия решения так и осталась на самом верху.

Так или иначе, пример для подражания уже есть -- в США норма сбивать захваченные пассажирские лайнеры закреплена официально. Правда, там не забыли четко прописать критерии, по которым самолет может быть признан захваченным террористами.

Николай ПОРОСКОВ