Время новостей
     N°60, 08 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.04.2005
Политическая линия горизонта
Правительство одобрило сценарий развития России
Низкие цены на нефть -- российскому правительству плохо, высокие -- еще хуже. Правительство не знает, как тратить деньги, чтобы при этом стремительно не росла инфляция. Ответа на этот вопрос ни правительство Михаила Фрадкова в целом, ни его отдельные, особо продвинутые представители дать так и не смогли. А потому самый оптимистичный из предложенных вчера на заседании кабинета министров сценариев социально-экономического развития страны был назван самим премьером «консервативным».

По сути, глава Минэкономразвития Герман Греф на фоне "дикорастущих" цен на нефть предложил правительству смоделировать кризис. Его «инновационный сценарий» подразумевает в будущем году довольно сдержанную расчетную цену на нефть -- 34 долл. за баррель. Темпы роста экономики должны составить 5,9% ВВП. Причем в последующие два года прогноз все такой же неутешительный, 6,15--6,2% ВВП. Иными словами, г-н Греф в принципе не видит возможности удвоения ВВП к 2010 году, как того хотел президент (для удвоения экономика должна ежегодно расти на 7,2%).

Хотя премьер вчера в очередной раз напомнил подчиненным, что задача удвоения с повестки не снята, но сделал это как-то устало и неуверенно: «Речь все-таки идет об удвоении ВВП. У нас такие возможности есть». И дал поручение искать возможности всем-всем-всем: «Если МЭРТ и Минфин с нашей помощью нашли свое место в процессе, теперь должны и другие отраслевые министерства...»

Г-н Греф, находясь на белодомовской трибуне, много вздыхал и рассказывал товарищам по правительству про неприятное. Г-н Фрадков даже похвалил его за это: «Вы откровенно и честно рассуждаете. Надо видеть горизонт, за которым либо рассвет экономики, либо...» Пессимистичный конец фразы премьер опустил. А главный экономист тем временем рассуждал как раз про закат «высоких нефтяных цен» как фактора экономического роста. По его оценкам, «каждый добавочный нефтедоллар не только не дает прироста экономике, но и усиливает инфляцию». В первом квартале текущего года инфляция составила 5,3%. И в апреле тенденция остается такой же. Г-н Греф сказал, что если по итогам года правительство впишется в 10% инфляции, это будет большим успехом кабинета. Хотя официальный прогноз годовой инфляции -- 8,5%.

Впрочем, министр Греф попытался было несколько смягчить эффект от инфляционной угрозы, пообещав в ближайший месяц «рассмотреть меры по дополнительной стерилизации денежной массы». И тут же оговорился, что «в условиях либерализации возможности для этого очень ограниченны».

В связи с «разгулявшейся» инфляцией вновь возник спор по ставке отсечения в стабилизационный фонд. Министр финансов Алексей Кудрин произнес долгую пояснительную речь о том, почему нельзя принимать за «ставку отсечения» цену нефти в 27 долл. за баррель, а лучше 25. Он заявил, что правительство одновременно снижает налоги, а значит, и доходы, и не снижает, но даже увеличивает расходы. «Мы можем оказаться перед невозможностью провести стерилизацию. Следует более осторожно подходить к ослаблению монетарных факторов», -- посоветовал присутствующим г-н Кудрин. Его поддержал председатель Центрального банка Сергей Игнатьев, который также считает, что «ставка отсечения» 27 долл. велика. Она ко всему прочему лишает ЦБ возможности маневра со снижением ставок рефинансирования.

Эту же идею высказал и глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин. Он заметил, что члены кабинета, принимая завышенную «ставку отсечения», должны отдавать себе отчет в том, что речь идет «о восстановлении способности ЦБ управлять процентной ставкой и снижать инфляцию». Такая постановка вопроса за время последних боев за незыблемость стабфонда прозвучала впервые. Но премьер не послушал даже нежно привечаемого им г-на Вьюгина. Он подтвердил, что стабфонд ему также дорог: «Надо с ним оперировать очень осторожно, взвешенно». Однако напомнил, что у правительства «много целей: и борьба с инфляцией, и инвестиции».

Алексей Кудрин, абсолютно не верящий в эффективность госинвестиций, затребовал от премьера индульгенцию. «Мы, конечно, разработаем основные финансовые параметры, исходя из ваших критериев. Но прошу зафиксировать мою особую позицию!» -- потребовал г-н Кудрин. Так и записали: г-н Кудрин за цену отсечения 25 долларов.

А премьер, которому в отличие от Грефа с Кудриным отвечать не только за развитие и госинвестиции, но и за рост инфляции, указал на необходимость во что бы то ни стало сдержать рост цен. «Здесь нужен очень тонкий анализ, -- отметил он, -- чтобы не превратить вопрос в дискуссию между макроэкономистами и реалистами. Надо взять тему в отдельное производство Минэкономразвития и всем министрам по своим кафедрам».

Неизвестно, как уж там получится у иных членов кабинета, а Герману Грефу остается только посочувствовать. Ему в очередной раз придется совмещать несовместимое -- бороться с инфляцией, повышая тарифы на газ. Выступая на заседании кабинета, главный экономист как мог завуалировал неизбежность роста газовых тарифов. И нарисовал перспективу: «либо поправить что-то внутри «Газпрома», либо менять тарифы, не меняя при этом существенно макроэкономические показатели», что, по сути, невозможно. Говорят, что г-н Греф готов согласиться на 14-процентный рост тарифов на газ против нынешних 11%. Это повлечет за собой рост тарифов на электроэнергию плюс 1--1,2% к прогнозируемому уровню. Дальше -- по цепочке.

На помощь правительству в борьбе за светлое будущее российской экономики пришла Госдума. Ее спикер Борис Грызлов вчера заявил, что депутаты готовят предложения по удвоению ВВП и что решить задачу можно не только экономическими, но и административными методами. Некоторые предложения депутатов на сей счет "Времени новостей" озвучил глава думского комитета по собственности Виктор Плескачевский. В частности, речь идет о том, чтобы довести долю малого бизнеса в ВВП России до 40--50% с нынешних 12--15%, ради чего освободить малый бизнес от налогов на десять лет. И о реальной реформе рынка финансовых услуг, которая резко увеличит ничтожно малую пока долю этого сектора в нашем ВВП.

Вера КУЗНЕЦОВА, Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА