|
|
N°60, 08 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Цена экспансии
Розничный проект "Сосьете Женераль Восток" может окупиться за три года
Французская группа Societe Generale 31 марта покрыла убытки своей российской «дочки» банка "Сосьете Женераль Восток" (БСЖВ), связанные с активной розничной экспансией в России. Об этом вчера сообщил генеральный директор БСЖВ Мишель Брику. Однако отрицательный финансовый результат не пугает БСЖВ. По словам г-на Брику, до конца года будет открыто около 30 отделений в семи городах, а розничный проект может стать прибыльным через три года после старта.
В конце 2003 года БСЖВ объявил о намерении построить большую розничную сеть (26 отделений в Москве к концу 2005-го) и привлечь за год более 200 млн евро, включая 40 млн в виде частных вкладов. По данным ЦЭА "Интерфакс", на 1 января активы БСЖВ составляли около 401 млн евро, собственный капитал -- 40 млн евро, частные депозиты -- 45 млн евро. Гендиректор агентства «Рус-рейтинг» Ричард Хейнсворт отмечает, что французскому банку «сыграли на руку летний кризис доверия и отток вкладов из средних московских банков». Сейчас в БСЖВ работает около 600 человек, к концу года сотрудников будет 1000, а в 2006-м -- 1500. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга БСЖВ собирается открыть отделения в Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске и Ростове-на-Дону. Количество частных клиентов банка за год должно увеличиться с 20 до 50 тысяч.
Но развитие стоит не так дешево: по итогам года БСЖВ показал убыток 122 млн руб., а его капитал снизился на 10%. «Мы находимся в процессе бурных инвестиций», -- пояснил вчера г-н Брику. И посетовал, что за его более чем тридцатилетнюю карьеру в банковском бизнесе Россия стала первой страной, где отрицательный финансовый результат чреват административными проблемами: «Я впервые столкнулся с тем, что Центральный банк следит, чтобы у банков не было убытков». По его словам, согласно закону «О страховании вкладов физических лиц» от банков, жалеющих войти в систему, требуется положительная рентабельность. И хотя в прошлом году БСЖВ застраховал свои вклады, г-н Брику говорит, что инвестировать в российскую экономику без убытков непросто.
Уровень возврата на капитал 18--20% был бы хорошим результатом, сказал Мишель Брику «Времени новостей»: сейчас рентабельность розничного бизнеса в SG за пределами Франции составляет 22--33%. Но положительная доходность розничных проектов обычно достигается через три года инвестиций. Вице-президент Ситибанка Наталья Николаева вспоминает, что, инвестируя в розницу с конца 2002 года, банк работал безубыточно за счет высоких доходов от корпоративного бизнеса. «Но если бы не сильное корпоративное направление, убытки были бы», -- отмечает она. По оценкам г-жи Николаевой, на окупаемость розничного проекта уходит от трех до пяти лет. Ричард Хейнсворт отмечает, что основная задача БСЖВ -- построить эффективную сеть: «Если им удастся открыть по одной точке продаж в каждом из заявленных городов, это будет огромный сдвиг. Однако я не стал бы недооценивать такие особенности бизнеса в России, как административные барьеры».
На днях дочерняя компания Societe Generale в России «Русфинанс», специализирующаяся на потребительском кредитовании, объявила о приобретении у «Группы СОК» самарского Промэк-банка. В результате этой сделки «Русфинанс» рассчитывает занять лидирующие позиции на рынке автомобильного кредитования. Мишель Брику вчера сообщил, что БСЖВ также не отказался бы от покупки «прозрачного и недорого банка с хорошей розничной сетью».
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ