|
|
N°60, 08 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дух сильнее логики
В Москве проходит французский джазовый фестиваль
Никто не решится спорить с утверждением: в Нью-Йорке и Новом Орлеане есть джаз. Музыканты любого другого города вынуждены доказывать недоверчивым меломанам свою джазовую состоятельность. Открывая 6 апреля фестиваль Le Jazz, атташе по культуре посольства Франции в России Жоэль Бастенэр напомнил собравшейся публике, что во Франции джаз тоже есть. Может быть, он родился совсем не там, но сейчас Париж -- совершенно такая же столица джаза, как и Нью-Йорк. Нынешний трехдневный фестиваль призван это наглядно продемонстрировать на площадке клуба «Апельсин».
Программа фестиваля сулила стилистическое разнообразие, строго распределенное по трем дням. В первый день на площадке должен был звучать джаз с элементами цыганского фольклора, во второй -- авангард и эксперименты с электроникой, в третий -- классический straight-ahead. Со строгим распределением, как водится, ничего не вышло: первый же вечер разрушил все классификации и ошеломил зрителей упоительным и сумасшедшим смешением жанров.
Сначала на сцене оказались гитарист Бирели Лагрен, ударник Андре (Деде) Чеккарелли и контрабасист Реми Виньоло. Лагрен -- наследник джазово-цыганских традиций Джанго Рейнхардта -- в прошлый свой приезд в Москву (сентябрь 2004 года) знакомил нас с программой The Gipsy Project. Однако ошибались зрители, ждавшие от Лагрена разудалого цыганского трехаккордья, под которое Паратов катал Ларису на волжском пароходе. Музыка Лагрена -- это прежде всего ослепительная и безупречная техника, тяготеющая к сдержанному традиционному джазу. Лагрену не нужно использовать элементы цыганщины в качестве манка для публики; фолк у него становится почти незримым фоном, а на первом плане, в самых кончиках пальцев звучит straight-ahead, мучительный в своей безупречности. Именно таким оказалось и лагреновское выступление на фестивале вместе с Реми Виньоло и Деде Чеккарелли. Последний знаком нам по разным проектам -- в частности, по альбому Trio Sud, записанному с молодым гитаристом Сильваном Люком. Летом 2003 года, когда альбом этот увидел свет, критики заговорили о классических джазовых мотивах, воскрешенных юным и вроде бы неопытным Люком. Группа Trio Sud, ставшая своего рода хранителем традиций, будет выступать в последний день фестиваля. А для того, чтобы окончательно перепутать мозаику имен, скажем, что третий, наряду с Люком и Чеккарелли, участник Trio Sud, контрабасист Диего Эмбер, навещал Москву в минувшем сентябре вместе с Лагреном.
Таким образом, в начале вечера обещанный фолк звучал куда как скупо. Но когда после Лагрена на сцене показались музыканты группы Lo'Jo, не только что избыток фолка, этнических мотивов, не зря обещанной цыганщины, но и сумасшедшая энергетическая волна чуть не смела зрителей с ног. Притихшие во время строгого и прекрасного первого выступления, они с головой ринулись в дикий поток: страстное парижское танго, африканские ритмы перкуссии, рыдание клезмерской скрипки, магрибские напевы, подложенные под смачный рэп... Собственно говоря, одно присутствие на фестивале группы Lo'Jo губит на корню все попытки организаторов выстроить жанровую классификацию. Губит и губит -- все равно более объемного звукового изображения французских улиц, чем в музыке Lo'Jo, нам не найти. Наверное, именно так и должны звучать Париж и Марсель, Бордо и Лион -- вся прекрасная Франция с ее нынешней открытостью разным культурам и народам.
Вопрос в том, можно ли эту музыку назвать джазом. А уж последнее выступление и к Франции, и к джазу, надо признать, имело весьма опосредованное отношение. Замечательная грузинская вокалистка Нино Катамадзе и ее группа Insight закрывали вечер своими традиционными композициями. Старинная грузинская музыка в электронной обработке. Жанровое направление, в котором работает Нино, не поддается определению именно из-за ее вокала -- неземного, болезненно прекрасного, вмещающего в себя абсолютно все: тут и хрипловатая джазовая мощь Сары Воэн, и цыганский тембр, и оперный голосовой диапазон, и извечный древний плач. Волшебное, как всегда, выступление Катамадзе не слишком соответствовало логике фестиваля, зато как нельзя лучше соответствовало его духу.
Во второй день публику убеждали во "французскости" джаза любители синтезирования стилей и электронных экспериментов -- гитарист вьетнамского происхождения Нгуен Ле и Алексей Айги со своей давней коллегой вокалисткой Миной Агосси. А закрывать фестиваль будут контрабасист Анри Тексье с секстетом Strada и вышеупомянутое Trio Sud. Совершенно непонятно, сможет ли такой состав участников доказать публике, что американский джаз "не джазовее" французского. Не исключено, что это смешение музыкантов-иностранцев, практикующих самые разные стили и направления, убедит зрителей в обратном -- в том, что французский джаз обязательно требует дополнительных жанровых оттенков. Но так или иначе, замечательная музыка (пусть и не всегда джазовая и -- изредка, в случае Нино Катамадзе -- не всегда французская) звучала и пока еще звучит на Le Jazz. А это в конце концов важнее заголовков и определений.
Анна НЕМЗЕР