|
|
N°59, 07 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Из тюрьмы -- в президенты
Феликс Кулов перед законом чист наполовину
Киргизская Фемида вчера сделала первый шаг на пути к судебной реабилитации бывшего вице-президента страны, экс-министра МВД и нацбезопасности, бывшего губернатора Чуйской области и экс-мэра Бишкека Феликса Кулова. Верховный суд Киргизии снял одну из двух судимостей 56-летнего генерала, сыгравшего значительную роль в стабилизации обстановки в стране после событий 24 марта, в результате которых сам он «временно» и оказался на свободе. Сегодня в той же инстанции будет рассматриваться вопрос о снятии второй судимости Кулова. Если это случится, что кажется вполне вероятным, то одному из самых известных и популярных киргизских политиков будет открыт путь для участия в президентских выборах, где его шансы одержать победу, во всяком случае сегодня, представляются весьма весомыми.
Феликс Кулов впервые попал под судебный «каток» в 2000 году, как только впервые объявил о своих президентских амбициях. В Киргизии в том году предстояли выборы, и Кулов, подавший в 1999 году в отставку с поста столичного мэра, мог составить серьезную конкуренцию своему бывшему патрону Аскару Акаеву. 23 марта 2000 года, спустя десять дней после своего заявления о вступлении в предвыборную борьбу, генерал Кулов был арестован прямо в госпитале, несмотря на протесты врачей (у пациента был гипертонический криз). В закрытом заседании военного суда Бишкекского гарнизона ему было предъявлено обвинение в превышении служебных полномочий на посту министра нацбезопасности. Однако 7 августа 2000 года военный судья майор Нурлан Ашимбек уулу полностью оправдал Кулова «за отсутствием состава преступления», и генерал вышел тогда на свободу в первый раз.
Оказавшийся слишком независимым, судья тут же потерял работу, его вердикт прокуратурой был опротестован, и новый судья 22 января 2001 года приговорил Кулова к семи годам заключения. Он был взят под стражу прямо в зале суда. Затем против Кулова было возбуждено новое уголовное дело, снова по обвинению в «превышении служебных полномочий», но уже на посту губернатора, и 8 мая 2002 года срок его тюремного заключения был увеличен до десяти лет. Но акаевскому режиму и этого показалось мало. Популярного, а потому очень опасного политика решили сделать «рецидивистом» и стали готовить против него новое уголовное дело, но довести его до конца не удалось. Акаеву пришлось учитывать протесты мирового общественного мнения, признавшего судебное преследование Кулова политически мотивированным, а его самого -- политзаключенным.
Вчера Верховный суд Киргизии, рассмотрев в открытом заседании первое судебное дело Кулова, огласил свой вердикт. Заслушав выступление самого обвиняемого, его адвоката и прокурора (он попросил суд пересмотреть первый приговор, вынесенный Кулову, поскольку следствие существенно нарушило его права и кроме того суду не были известны вербальные ноты, полученные из зарубежных государств, обращения многих международных организаций в защиту Кулова), суд оставил в силе оправдательное решение, вынесенное военным судьей Ашимбеком уулу. Зал Верховного суда, рассчитанный на 72 места, был забит до отказа, впервые в истории киргизского правосудия самые удобные места были предоставлены прессе, а на улице, несмотря на внезапно вернувшуюся в Бишкек зимнюю стужу, результатов суда ожидало около 300 сторонников генерала.
Особую значимость решению Верховного суда придает тот факт, что документы на пересмотр куловского дела были направлены туда генпрокуратурой Киргизии, которую временно возглавляет один лидеров пришедшей к власти оппозиции Азимбек Бекназаров, выходец с юга республики и соратник нынешнего и.о. президента, также южанина, Курманбека Бакиева. Это может свидетельствовать о достижении определенного компромисса между сторонниками северянина Кулова и Бакиева, являющихся ныне основными претендентами на президентский пост.
Феликс КУЛОВ ответил на вопросы обозревател «Времени новостей» Аркадия ДУБНОВА
-- Если с вас окончательно будут сняты обе судимости, вы выдвинете свою кандидатуру на президентские выборы?
-- Сейчас я не готов к окончательному решению, ситуация в стране быстро меняется, и я анализирую ее в стремлении избежать шагов, которые могли бы привести к дестабилизации и расколу Киргизии на юг и север.
-- Сроки президентских выборов, назначенных на 26 июня, могут быть перенесены на более поздний срок?
-- Если да, то не более чем на 10 дней. Выборы, согласно Конституции, должны состояться в течение трех месяцев со дня отставки президента. А заявление Акаева о сложении им президентских полномочий подписано 5 апреля, вот и отсчитывайте...
-- Как скоро можно ожидать принятия парламентом отставки Акаева?
-- Я думаю, завтра (т.е. 7 апреля - Ред.) парламент окончательно расставит все точки над i в этом вопросе.
-- Импичмента президента не будет?
-- Думаю, нет. Все заинтересованы в скорейшем принятии отставки, чтобы двигаться к новым президентским выборам. А процедура импичмента может занять от трех месяцев до полугода.
-- Если вы все-таки будете участвовать в выборах, будет ли в вашей команде представитель юга Киргизии, чтобы обеспечить единство страны ?
-- Это вопрос находится в стадии проработки.
-- Вы ранее утверждали, что при любом исходе выборов пророссийская ориентация Киргизии будет сохранена, потому что в вашей республике нет политиков, которые могли бы найти поддержку при ином внешнеполитическом курсе. Вы не изменили своих оценок за прошедшее время, если учесть, что и США также проявляли заинтересованность в смене власти в Киргизии?
-- Я несколько раз за последнее время встречался с послом США в Киргизии Стивеном Янгом. Его позиция в том, чтобы в стране было обеспечено главное условие, -- развитие демократии, что может гарантировать стабильность. А все остальное его гораздо меньше волнует. Я думаю, что ему можно верить.
Аркадий ДУБНОВ