|
|
N°59, 07 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Курдский реванш
Президентом Ирака стал давний враг Саддама
Саддам Хусейн, свергнутый американцами президент Ирака, вчера лично мог наблюдать за тем, как выбирают нового президента этой страны Персидского залива. Правда, смотрел Саддам на это из тюремной камеры и по телевизору. Телевизор специально для этого поставили туда по просьбе иракского министра по правам человека Бахтиара Амина. Так что Саддам тоже вчера узнал, что впервые в истории Ирака президентом стал курд.
О том, что президентом Ирака станет 61-летний Джаляль Талабани, лидер «Патриотического союза Курдистана» (ПСК), газета «Время новостей» писала еще две недели назад. Так что вчерашнее голосование в Национальной ассамблее (переходный, до появления в стране конституции, парламент Ирака) было скорее символическим, так как со дня избрания этого парламента 30 января все представленные в нем партии занимались согласованием кандидатур в органы власти. И уже две недели назад они договорились, что во избежание обострения конфликта между суннитами и шиитами из числа арабов президентом станет не араб, а курд. Так что вчера 228 из 275 депутатов Национальной ассамблеи без особых проблем проголосовали за то, чтобы Джаляль Талабани стал президентом. Остальные бюллетени не были заполнены, а потому признаны недействительными. Одновременно были утверждены два вице-президента -- 62-летний шиит Адиль Абдель-Махди и 46-летний суннит Гази аль-Явар.
В 25-миллионном Ираке живет около шести миллионов курдов. При Саддаме Хусейне (он -- араб-суннит) с ними обращались как с людьми третьего сорта. Саддам по-сталински считал, что национальное курдское меньшинство надо держать в кулаке. Отсюда жестокое подавление курдских восстаний. С 1991 года, после войны в Персидском заливе, американцы под предлогом защиты курдского и шиитского населения сумели установить особые зоны на севере и юге Ирака. Северная зона, где компактно проживало около 4,5 млн курдов (остальные были разбросаны по стране), была абсолютно неподконтрольна Саддаму. Джаляль Талабани и другие курдские оппозиционеры вели оттуда борьбу с Хусейном. При этом они опирались на свои военные формирования "пешмарга". И вот теперь Талабани -- президент.
Властные полномочия Талабани и его заместителей, вместе образующих президентский совет, -- отнюдь не номинальны. Этот орган должен на днях избрать премьер-министра. Им, по всей вероятности, станет 57-летний Ибрагим аль-Джаафари, глава старейшей шиитской партии "Ад-Даава" ("Исламский призыв"), входящей в шиитский «Объединенный иракский альянс» (ОИА). Альянс получил на выборах 140 депутатских мандатов.
Президентский совет в его нынешнем составе будет существовать как минимум до декабря, на который запланированы новые выборы. Однако Талабани, Махди и аль-Явар смогут сохранить свои посты и далее, если им это позволит новая конституция. Ее разработку Национальная ассамблея обязана завершить к концу текущего года.
В инаугурационной речи Талабани, поблагодарив депутатов за избрание, заявил, что оно стало "важным шагом к созданию после долгих лет диктатуры свободного и демократического Ирака". Он отметил "неприемлемость вмешательства извне во внутренние дела Ирака" и выразил решимость продолжить борьбу против "черного терроризма".
Джаляль Талабани -- мусульманин-суннит. Среди курдов есть и мусульмане-шииты, но меньшая часть. Много среди них и езидов, представителей особой синкретической религии, соединяющей различные верования. Родился Талабани в городе Келькан в Курдистане, в политике он с 14 лет. Кстати, с курдскими политиками Москва поддерживала связи еще со времен СССР. Летом 2003 года, уже после свержения Саддама, Джаляль Талабани приезжал в Москву, где встречался с руководством МИДа.
"Талабани -- харизматический политик, который в высшей степени обладает умением расположить к себе людей, -- заметил в интервью «Времени новостей» главный научный сотрудник ИМЭМО РАН профессор Георгий Мирский. -- В зоне контроля ПСК люди отличаются религиозной и политической терпимостью. В бытовом плане население, особенно ветераны "пешмарги", живет заметно лучше, чем в арабских областях". Новый президент всегда элегантно одет и отлично владеет английским, но простой народ, по словам г-на Мирского, воспринимает его как "своего парня", чурающегося возвеличения: "Курды зовут его просто Мом Джаляль (Дядюшка Джаляль в переводе с курдского. -- Ред.)".
Что касается заместителей президента, то Адиль Абдель-Махди -- из влиятельной шиитской организации «Высший совет исламской революции в Ираке». Экономист по образованию, он был министром финансов во временном правительстве Айада Алляви. Гази аль-Явар (инженер-нефтяник по гражданской специальности) до вчерашнего дня был временным президентом Ирака. Он происходит из влиятельного в регионе племени шаммар. Кстати, в этом племени есть сунниты и шииты.
Вашингтон новыми назначениями удовлетворен, хотя в США и беспокоились по поводу затяжки с формированием новых властных структур в Ираке. Как раз вчера послом США в этой стране был утвержден опытнейший дипломат, афганец по рождению Залмай Халилзад. До этого он возглавлял посольство США в Кабуле, где немало помог президенту Хамиду Карзаю в стабилизации обстановки в Афганистане.
Александр САМОХОТКИН, Станислав ЛЮБИМОВ