|
|
N°59, 07 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Странные детали смерти Жвании
Родственники премьера Грузии не верят ФБР
Родственники Зураба Жвании, премьер-министра Грузии, и Рауля Юсупова, вице-губернатора региона Квемо-Картли, погибших 3 февраля, не согласны с официальной версией трагедии. Поводом к их выступлениям послужило оглашение в Тбилиси результатов экспертизы ФБР -- американские криминалисты, как и их грузинские коллеги, считают, что несчастные отравились угарным газом от неверно смонтированного обогревателя.
Следствие пока продолжается, поэтому близкие погибших открывают не все известные им детали. Но и того, что сказано, достаточно, чтобы общество в очередной раз усомнилось, что имел место несчастный случай. Тем более вскоре после смерти Зураба Жвании президент Грузии Михаил Саакашвили досадно оговорился в одном из публичных выступлений, едва не назвав случившееся «убийством», впрочем, он тут же поправился. Похожую оговорку допустил глава МИД России Сергей Лавров в середине февраля на пресс-конференции в Армении, перед визитом в Грузию.
Брат погибшего премьера Георгий Жвания заявил, что, по его данным, в квартире на улице Сабурталинской, 53-а, где обнаружили погибших, не нашли отпечатков их пальцев. В интервью газете «Ахали версиа» («Новая версия») в среду Георгий Жвания сказал, что несчастные «пили коньяк, соки, должны же были касаться стаканов». «Но в той квартире не обнаружены отпечатки пальцев, -- рассказал брат покойного премьера. -- Найденные же два отпечатка старые».
Георгий Жвания считает, что из обнаруженных на Сабурталинской нескольких десятков окурков только один похож на оставленный его братом. По его словам, Зураб не докуривал сигареты, да и гасил их по-особому.
Наконец, 41-летний Зураб Жвания, начавший карьеру политика в Партии «зеленых», подозрительно относился к любым запахам. «Бывало, войдет в квартиру и сразу спросит, не газом ли пахнет, -- вспоминает Георгий. -- Обязательно проверит». Жвания не мог долго оставаться в помещении без открытого окна. Поэтому брату покойного кажется странным, что в течение нескольких часов тот не проветрил душную квартиру.
А Яшар Юсупов, отец 25-летнего Рауля, утверждает, что его сын не встречался с премьером в день гибели. По его данным, их по отдельности доставили в квартиру и инсценировали совместную гибель. Или же сначала был убит Рауль. Об этом, как считает отец, свидетельствуют подозрительные следы насилия на теле сына. Яшар Юсупов полагает, что его сына могли заманить в квартиру, которую, по его словам, снимал сотрудник службы безопасности экс-премьера, и там задушить. Яшар Юсупов сказал, что за несколько часов до гибели Рауля тому звонили с мобильного, номер которого ранее принадлежал Зурабу Жвании. «Этот номер оставался за Жванией, но принадлежал уже другому лицу, -- рассказал Яшар Юсупов. -- Кому, я знаю, но пока не скажу».
Следствие не комментирует заявления родственников. Близкие к Зурабу Жвании представители политической элиты Грузии говорят, что надо дождаться завершения расследования. Вице-спикер парламента Михаил Мачавариани сообщил, что встретится с Георгием Жванией и ознакомится с информацией, которой он располагает. Депутат Елена Тевдорадзе утверждает: «Я с самого начала знала, что у семьи есть свое видение и соображения по поводу расследования. Семья Жвании заговорила из-за того, что дело Жвании, возможно, в ближайшее время будет закрыто».
В интервью «Времени новостей» известный политик, председатель «Лиги народной защиты» Ирина Саришвили-Чантурия выразила уверенность, что «Зураба Жванию убили, но вряд ли нынешние власти обратят внимание на заявления родственников погибших, так как нити могут идти наверх». По ее словам, сами детали трагедии (имеется в виду то, что в квартире в довольно интимной обстановке при загадочных обстоятельствах ночью обнаружены двое мужчин) вполне удобны для «шантажа близких» покойных. «У того же Жвании осталось трое детей, -- сказала Ирина Саришвили-Чантурия. -- Семья премьера, если будет интересоваться деталями, в итоге может оказаться в еще более сложном положении, чем сейчас».
Пресс-спикер президента Грузии Гела Чарквиани считает, что «следует верить профессионалам» -- как грузинским, так и американским экспертам. Председатель парламента Нино Бурджанадзе подчеркнула, что следствие должно «аргументированно и объективно» ответить на вопросы, задаваемые родственниками. Она считает, что делается все возможное для честного расследования трагедии. Однако премьер Зураб Жвания, хотя он и брал на себя ответственность за самую тяжелую работу, мог мешать многим в вертикали грузинской власти.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси