Время новостей
     N°130, 24 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.07.2001
Подзалетели
МиГ-29 показался пакистанскому пилоту убедительным доводом для посадки
В минувшее воскресенье российским силам ВВС и ПВО пришлось отражать вторжение воздушного противника. В 11.22 по московскому времени на экранах радаров был обнаружен самолет, нарушивший воздушные границы России. Борт, который был идентифицирован как пакистанский лайнер «Боинг-747», упорно не отвечал на запросы с земли, поэтому на перехват ему были подняты истребители противовоздушной обороны МиГ-29.

В главном штабе российских Военно-воздушных сил божатся, что «чрезвычайных мер принуждения» -- стрельбы по курсу лайнера или маневрирования МиГ-29 в непосредственной близости от «Боинга» -- применять не пришлось. Тем не менее в главкомате категорически отказываются раскрывать свои профессиональные секреты: «После того как начальник смены военного сектора управления воздушного движения принял решение о принудительной посадке самолета-нарушителя, оно было доведено до экипажа воздушного судна». Поскольку же пакистанцы вроде бы так и не вышли на связь, это было явно нелегко. Если не прижимать самолет к земле и не использовать бортового вооружения, то, по словам самих летчиков-истребителей, остается лишь одно -- «совершать эволюции, понятные экипажу иностранного воздушного судна». По-видимому, истребителям именно этим и пришлось заниматься на протяжении полутора часов -- с 12.04 до 13.38, в течение которых они сопровождали залетный «Боинг-747», прежде чем он был все-таки посажен в Шереметьево-2. Судя по всему, пакистанский пилот оказался особо упертым. Обычно в подобных случаях экипажи авиалайнеров предпочитают не перечить наземным службам управления воздушным движением и беспрекословно разворачивают свои самолеты. Хотя с того момента, как советский истребитель сбил над Сахалином южнокорейский «Боинг», прошло уже более 15 лет, желающих испытывать свою судьбу по-прежнему немного.

Последний раз нарушителя российских воздушных границ истребители принуждали к посадке на калининградской авиабазе Храброво в январе 1998-го: тогда два англичанина прикупили по случаю в Эстонии учебно-боевой самолет Л-29, а по дороге домой сбились с маршрута. Вынужденной посадке, кстати, сами нарушители были страшно рады -- у них кончалось горючее.

По заявлениям российских официальных лиц, рейс из Исламабада в Манчестер был чартерный, и власти Пакистана забыли заранее оформить заявку на использование «Боингом-747» воздушного пространства России. Поэтому в аэропорту все формальности были улажены в течение трех часов, и уже в 17.00 злополучный самолет вылетел из Шереметьево-2 в Манчестер. В Москве вчера утверждали, что пакистанские власти уже направили официальную телеграмму с извинениями российской стороне. Однако же посольство Пакистана в Москве не подтвердило этой информации, сообщив что «Боинг-747» «Пакистанских международных линий» совершал регулярный воскресный рейс Исламабад--Манчестер через территорию России в соответствии с соглашением от 25 марта. Официальная реакция Исламабада на случившееся, «возможно, последует во вторник».

Юрий ГОЛОТЮК, Александр РАСКИН