|
|
N°59, 07 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Бурлаки» на «Иле»
Модернизация старого авиадвигателя конкурирует с новым
Рыбинское НПО «Сатурн» вчера впервые продемонстрировало испытательный образец модернизированного двигателя Д-30КП «Бурлак» представителям Военно-воздушных сил России. «Сатурн» предлагает установить «Бурлак» на грузовые и военно-транспортные самолеты семейства Ил-76 взамен используемых там сейчас двигателей Д-30КП-2 (так называемой второй серии). Замена приведет показатели Ил-76 по шуму и эмиссии в соответствие с нормами, принятыми в странах Европейского cоюза и других развитых странах.
С тех пор как ЕС в 2002 году принял эти нормы, дорога туда самому массовому в России грузовому самолету оказалась закрыта. Ремоторизация с помощью «Бурлака» решила бы эту проблему. Пока действующие программы обновления военного и гражданского парка Ил-76 исходят из того, что эта машина будет оснащаться другим двигателем -- ПС-90, выпускаемым на Пермском моторном заводе. Однако «Сатурн», разрабатывающий альтернативный проект по собственной инициативе, надеется привлечь заказчиков (прежде всего военных) относительной дешевизной своего двигателя.
Как сказал вчера генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин, ВВС являются крупнейшим эксплуатантом Ил-76 в нашей стране. Их парк насчитывает около 300 таких машин (все остальные государственные и коммерческие организации России, владеющие Ил-76, эксплуатируют вместе примерно такое же количество этих самолетов). Впрочем, хотя г-н Ласточкин и рассчитывает на ВВС как на основного заказчика ремоторизации Ил-76, он не скрыл от собравшихся, что ранее уже презентовал «Бурлака» руководству 17 коммерческих авиакомпаний страны, занимающихся грузовыми перевозками. Всего от военных и гражданских клиентов «Сатурн» рассчитывает получить заказы на ремоторизацию примерно 150 самолетов (т.е. на 600 моторов, так как на каждом Ил-76 их установлено по четыре штуки).
Испытания «Бурлака» на стенде начались в марте, и, по утверждению представителей «Сатурна», пока мотор демонстрирует характеристики даже лучше ожидавшихся. Сертификация Д-30КП «Бурлак» ожидается к середине 2007 года. Тогда же, по словам технического директора -- генерального конструктора «Сатурна» Михаила Кузменко, может быть налажено серийное производство модернизированного двигателя.
Главным конкурентным преимуществом «Бурлака» должна стать его дешевизна. Как сообщил «Времени новостей» Юрий Ласточкин, новый «Бурлак» будет стоить 36 млн руб. (1,3 млн долл.). Если модернизированный мотор изготавливается на основе «бывшего в употреблении» Д-30КП-2, то он обойдется заказчику еще дешевле -- 24 млн руб. (860 тыс. долларов).
У «Бурлака» есть конкурент, несколько опередивший его по срокам разработки, но одновременно и более дорогой. В 2002 году Минобороны объявило о начале программы модернизации Ил-76 путем установки на них двигателей ПС-90А2, выпускаемых Пермским моторным заводом. Предполагалось установить эти моторы на десяти самолетах. Исполнителем работ был назначен Воронежский авиазавод ВАСО. Предполагалось, что ремоторизация каждого самолета обойдется в 14 млн долл. Как сообщил вчера «Времени новостей» руководитель управления заказов и поставок авиационной техники и вооружения ВВС полковник Юрий Смелтер, крест на этой программе не поставлен, хотя она сильно отстает от графика. По словам г-на Смелтера, установка ПС-90 на первый Ил-76 в Воронеже должна быть завершена в сентябре этого года.
Месяц назад на ташкентском авиазаводе был ремоторизирован один самолет в рамках другой программы, финансируемой авиакомпанией «Волга-Днепр». Летные испытания этой машины, на которой также установлены двигатели ПС-90, должны начаться в мае. Предполагается, что до конца года такая же операция за счет «Волги-Днепра» будет выполнена еще на одном Ил-76. Как сообщили вчера «Времени новостей» в пресс-службе «Волги-Днепра», стоимость одного пермского двигателя сейчас составляет 4,3 млн долл. Стоимость каждого из двух самолетов, ремоторизированных в Ташкенте, составит 22 млн долл. Причем последующие машины будут стоить еще дороже, поскольку ремоторизация первых двух частично осуществлялась на деньги федеральной целевой программы по модернизации самолетного парка России. При этом рыночная стоимость неремоторизированного Ил-76 с 10--15-летним стажем (а более новые самолеты Ил-76 в российской авиации не встречаются) стоит не более 10 млн долл. Многим российским фирмам модернизация таких самолетов представляется слишком дорогим удовольствием.
Михаил КУКУШКИН, Рыбинск