Время новостей
     N°59, 07 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.04.2005
Присоединяйтесь. Не стесняйтесь!
Москву навестил знаменитый американский перформансист Спенсер Тьюник
Вернисаж работ американского художника Спенсера Тьюника (Туника) прошел в новой, неплохо о себе заявившей галерее современного искусства RuArts. Сохранившиеся на фото и видео акции Тьюника имеют цель избавить мир из плена общественных, социальных, политических, идеологических предрассудков. Где бы он ни находился -- в Аргентине, Австралии, Чили, Финляндии, Испании, Великобритании или США, Тьюник действует проверенным способом. Собирает людей на площади, в лесу, на улице или в дворцовом зале и командует им: «Раздевайсь!» Чтобы никаких трусов, носков, лифчиков ни на ком не было. За кучами шмоток -- порождения ханжеской цивилизации -- присматривают муниципальные службы выбранного Тьюником города. Вторая команда: «Изобрази!» Толпа в несколько сотен, а то и тысяч (как в Барселоне в 2003 году) человек смиренно повинуется. Площади, улицы, тропы и поляны текут ручьями, реками, разливаются озерами и морями человеческих тел. Люди то приседают на корточки, то лежат ничком, то стоят держась за руки или в обнимку друг с другом. Обнажены все до едина. Тонкие, толстые, бледные, смуглые, высокие, малорослые, не стесняющиеся ни собственного физического несовершенства, ни собственной наготы.

Что удивительно, когда смотришь на фотодокументацию акций Спенсера Тьюника, испытываешь какие угодно чувства, кроме одного -- стыда. К вуайеризму и всем остальным «сексальностям» искусство Тьюника отношения не имеет. Даже эротического напряжения работы лишены. Километровые ковры из человеческих тел воспринимаются как некая абстракция, «упаковка» вселенского пространства, подобная той, что занимаются Кристо и Жан Клод, оборачивающие тканью архитектурные объекты или горы с островами. Когда Тьюник выбирает ландшафт не лесной, а урбанистический, в редких случаях настроение может испортиться. Вместо руссоистских восторгов по поводу возвращения «естественного человека» к природе, слияния с ней, вдруг припомнится что-то другое, страшное и темное. Неподвижно лежащие скорчившиеся голые люди на фоне каких-то металлических конструкций. О чем это? О стихийном бедствии? О концлагере? Сам Тьюник соглашается с многозначным толкованием его акций, но трагические обертоны абсолютизировать не склонен: «Масса лежащих людских тел напоминает о смерти, однако я имею дело с живыми. Мои работы -- это торжество жизни».

В общении Спенсер Тьюник оказался обаятелен и мил. Демонизировать свою личность не склонен, звездной болезнью явно не страдает. Открытый и общительный. На мой вопрос, знает ли он современное российское искусство, он ответил, что приятельствует с Бугаевом-Африкой и с интересом следит за творчеством Олега Кулика. В мировом искусстве ему близка романтическая традиция, от Блейка до абстракции. Из последних трендов уважает лэнд-арт. В Россию готов приехать, если пригласят наши артинституции. Добровольных участников воображаемого перформанса будет искать по отработанной схеме «флэш-моба», с помощью друзей, фанов и Интернета. На прощание Спенсер дал мне несколько запечатлевших акции открыток. На одной оставил автограф на память и сказал: «Возникнет желание поучаствовать, переверни картинку, прочти адрес сайта, зайди на него, запишись и жди дальнейшей от нас информации». Сайт Спенсера Тьюника таков: www.spencertunick.com. Присоединяйтесь. Не робейте!

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки