|
|
N°59, 07 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В эстетике бандитского шансона
Евгений Марчелли показал на «Золотой маске» «Три сестры»
Перед началом «Золотой маски», когда столичные театралы тормошат экспертов, пытаясь выяснить, что следует на нынешнем фестивале смотреть, они, конечно, имеют в виду провинциальные спектакли. Московских первачей посмотреть можно и в другое время, о питерских достать информацию легко, а вот про региональные спектакли, как правило, никто ничего не знает, то есть всегда есть шанс сделать для себя открытие. Впрочем, это рассуждение скорее теоретическое: заметных провинциальных режиссеров немного, все они известны, и каждый из них уже не раз привозил свои спектакли на «Маску». Во всяком случае из трех региональных режиссеров, выдвинутых нынче на премию, двое не раз показывали свои спектакли в Москве и на этот раз подтвердили свою репутацию. Вячеслав Кокорин -- крепкого спокойного профессионала, Евгений Марчелли -- энергичного и дерзкого, почти скандального интерпретатора классики.
Из своего «Тильзит-театра», живущего в крошечном городе Советске (бывшем Тильзите), Марчелли привез чеховских «Трех сестер». Трансформирующийся зал Центра имени Мейерхольда попытались превратить в уютный тильзитский театрик с балконом, а пустую сцену застелили огромным круглым цветным половиком, который, как не забывали отмечать критики, актеры связали сами.
Бог знает, что это за дом: по краю половика стоят трехлитровые банки с водой, и в каждой по розе («Сколько, однако, у вас цветов!» -- говорит Вершинин). Входя в дом, офицеры снимают сапоги и надевают вынутые из карманов вязаные носки, чтобы в них ступать по половику. Сами офицеры тоже какие-то непонятные: в странной форме (вместо кителей -- вязаные свитера, галифе с огромными карманами), бритые наголо, с тяжелыми лицами уголовников. Да и постоянно верещащие сестры в белом выглядят весьма сомнительными особами: с глубокими декольте и голыми спинами, в затянутых корсетах и сшитых будто из занавесок длинных полупрозрачных юбках с разрезами. Высокие Ирина и Ольга -- в огромных кружевных беретах, маленькая Маша -- с волосами, торчащими нелепым дикобразом. Иринины именины кажутся здесь вечерком в доме терпимости: девицы щиплют и щекочут брата, прыгая, как гимназистки, утрированно щебечут, округляют глазки и многократно на разные лады повторяют каждое слово нового посетителя -- Вершинина. А сам Вершинин (его играет Виталий Кищенко, выдвинутый на премию за лучшую мужскую роль), с хриплым голосом, мощным напором, напружиненной «блатной» пластикой, где каждое слово подкрепляется движением кулака, это бритоголовый «Высоцкий для бедных», герой в эстетике бандитского шансона. Недаром и музыкой на первый выход героев идет меланхолический надрыв Сукачева: «Осень, она не спросит...».
Главный прием Марчелли -- снижение. И вот уже вернувшаяся с работы Ирина торопливо лезет руками во все миски с салатами, стоящие на столе, и болтает о работе с набитым ртом. Вот Вершинин искренне изумлен и восхищен тем, что Андрей знает немыслимое -- английский язык, но ясно, что тот знает его, как двоечник, и в детстве отец его за это сильно порол. Родэ с Федотиком возятся на полу и гогочут, как в казарме. Вершинин столько раз повторяет Маше: «Великолепная, чудная женщина», что мы понимаем, что на этом у него заканчивается запас слов, которыми прилично говорить с женщиной. Признаваясь сестрам в любви к Вершинину, Маша, сидящая на голом матрасе среди груд белья, крутит в руках розовые детские колготки, а потом натягивает их на голову, словно клоунский колпак.
Марчелли придумывает много живых, забавных деталей. И как красотка Наташа, роясь в вещах, приготовленных для погорельцев, бормочет: «А это хорошая кофточка -- не надо отдавать...», и немедленно сама надевает вынутую из горы тряпья коротенькую юбочку в горошек. И как зимой на вешалке у входа около длинных шинелей офицеров рядком висят короткие, будто детские пальтишки сестер с варежками на резинках, а Наташа, уезжая кататься с Протопоповым, надевает веселенький костюмчик фигуристки. И финал первого акта с несостоявшимся праздником, когда одинокий Кулыгин, присаживаясь на краю сцены с тарелкой, предлагает зрителям в первом ряду бутерброды, водочку и пельмени: «Рассчитывал провести вечер в приятном обществе...» Зрители охотно выпивают и закусывают. А еще в углу сцены стоит старинный трехногий фотоаппарат, который в совсем неподходящие моменты сам громко щелкает и выплевывает ворох цветных фотографий.
Спектакль получается занятный и раздражающий, прямолинейный, грубоватый, не лишенный пошлости, но полный сил и редкой для столицы витальности. В финале, когда марширующая шеренга офицеров из уходящего полка вышагивает под сукачевскую «Свободу Анджеле Дэвис», хриплый рев «Дайте свободу, суки!» оказывается для этих «Трех сестер» правильной точкой.
Дина ГОДЕР