|
|
N°58, 06 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Броня крепка
«Аэрофлот» модернизировал контролера
С того момента, как «Аэрофлот» сменил за одну ночь свою систему бронирования и продажи авиабилетов с Gabriel на Sabre, прошло две недели. Эти дни оказались настоящим испытанием и для авиакомпании, и для более чем пяти тысяч пользователей аэрофлотовской системы. Авиаперевозчик обвинялся в том, что переход на новую систему создал определенные неудобства для партнеров и авиапассажиров. Однако менеджеры "Аэрофлота" рассматривают трудности, с которыми столкнулись некоторые туристические агентства, как временные и рабочие, утверждая, что уже в ближайшем будущем очевидные преимущества новой инвенторной системы Sabre будут всеми оценены по достоинству.
Переход на новую систему бронирования осуществлялся в весьма сжатые сроки. По словам заместителя гендиректора, главы департамента информационных технологий «Аэрофлота» Сергея Кирюшина, такая оперативность объясняется жесткими условиями контракта -- перейти на новую инвенторную систему было необходимо до 1 апреля. Замгендиректора «Аэрофлота» рассказал, почему компания пошла на столь радикальный шаг: «Дело в том, что Sabre имеет больше потенциала с точки зрения развития и с точки зрения инвестиций в это развитие. Возьмем простой пример: каким образом туристические агентства связываются с авиаперевозчиком? В современном мире наиболее дешевый способ связи -- это Интернет. Разработчик системы Gabriel -- компания SITA -- это прежде всего телекоммуникационный провайдер, стоимость услуг которого за каналы прямого доступа к системе бронирования достаточно велика. Sabre же поддерживает связь через Интернет, что гораздо экономичнее».
При этом, подчеркивают в "Аэрофлоте", нет никаких поводов сомневаться в безопасности связи, на которой основана новая система. "Это второй важный плюс новой системы, который мы сразу же получили с этим переходом -- максимальная защита от несанкционированного или злоумышленного проникновения в систему, -- продолжает Сергей Кирюшин. -- Если Gabriel предусматривала работу в одной системе и сотрудников авиакомпании, и туристических агентств, то в Sabre эти системы разделены. Да и клиентская база у Sabre гораздо мощнее -- система ежегодно обслуживает более 300 млн пассажиров крупнейших международных авиакомпаний. Важно понимать, что мы отказались от Gabriel не потому, что эту систему нельзя использовать. Ведь Gabriel была внедрена в «Аэрофлоте» еще во времена Советского Союза и хорошо нам послужила. Просто «Аэрофлот» ее перерос, и нам необходимы новые перспективы и новые возможности".
Система бронирования и продажи билетов Sabre предложила отечественному авиаперевозчику целый пакет новых программных продуктов, которыми пользуются лидирующие авиакомпании мира -- American Airlines, US Airways, Air France, KLM и многие другие. Во-первых, это сама инвенторная система SabreSonic -- автоматизированная база данных, предоставляющая необходимую информацию о рейсах перевозчика и наличии на них свободных мест. Вместе с ней «Аэрофлот» получил систему управления отправками в аэропортах Sabre ACSI, а также систему поддержки бонусной программы для часто летающих пассажиров Sabre Traverse и программу для продаж туристическими агентствами -- MySabre.
Переход на Sabre обошелся «Аэрофлоту» почти в 2 млн долл., не считая косвенных расходов. Тем не менее эксперты уверены, что эти инвестиции полностью оправданны. По имеющимся расчетам, доходы компании в результате внедрения новой системы вырастут на 20--30 млн долл. в год.
Из других преимуществ Sabre в "Аэрофлоте" отмечают возможность клиентов авиакомпании и туристических агентств бронировать места на морских и железнодорожных маршрутах, номера в гостиницах и даже заблаговременно арендовать автомобили и заказывать такси в пунктах назначения.
Сергей Кирюшин уверен, что сотрудничество «Аэрофлота» с разработчиком имеет большие перспективы. При этом планы компании простираются дальше, до бронирования через Интернет и затем популярной за рубежом системы e-ticketing.
«После того как мы закончим все этапы миграции на новую систему, «Аэрофлот» вплотную приступит к вопросу прямых интернет-продаж, то есть общению с пассажирами без посредников в лице туристических компаний, -- говорит Сергей Кирюшин. -- В ближайших планах обеспечить бронирование через Интернет мест на рейсах «Аэрофлота» с последующим выкупом авиабилетов в наших офисах. По планам "Аэрофлота", интернет-портал для самостоятельного бронирования появится уже через полгода. Как показывает практика наших зарубежных коллег, подобное решение весьма популярно среди пассажиров.
Ну а дальше согласно решению Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) мы должны вырасти и до продажи электронных билетов. E-ticketing -- это следующий шаг в эволюции авиакомпании, являющийся стратегическим проектом IATA. С одной стороны, он направлен на упрощение и модернизацию существующей системы продажи билетов, а с другой -- на удешевление себестоимости авиаперевозок. В British Airways, например, процент продаж электронных билетов достигает 70%, а в США e-ticketing уже чуть ли не стопроцентный. В России же пока срок перехода на виртуальные билеты не определен, так как существуют ограничения на законодательном уровне. Например, сейчас стандарт отрасли воздушных перевозок подразумевает специальные бланки перевозочных документов. Однако с переходом на новую систему мы технологически готовы к совершению этого важнейшего, почти революционного шага".
Для успешного перехода с одной системы бронирования и продаж авиабилетов на другую «Аэрофлоту» пришлось установить более 1500 терминалов Sabre в собственных представительствах и около 5500 русифицированных терминалов в туристических агентствах. Также авиаперевозчик организовал очное обучение пользователей новой программы -- собственных сотрудников и работников турагентств, притом не только в России, но и за рубежом (в общей сложности обучение прошли свыше 3000 человек).
На этом фоне проблемы, появившиеся в первые дни работы новой системы, не выглядят, по мнению авиаперевозчика, такими уж значительными. По признанию г-на Кирюшина, сбои новой программы, вызванные в основном некорректным пользованием обновленной системой, могут продолжаться две-три недели. Однако игра, считают в «Аэрофлоте», стоит свеч. По оценкам экспертов, это действительно один из крупнейших проектов в области информационных технологий за последнее время в России. Фактически создана мощная платформа, которая позволит российскому авиаперевозчику вкупе с недавним полным ребрендингом и вступлением в альянс SkyTeam быть полностью конкурентоспособным на международном рынке.
Петр СМИРНОВ