|
|
N°130, 24 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бухгалтеры особого назначения
Кто будет хозяином финансовых секретов, решит президент
Эпопея с созданием в России новой правоохранительной структуры -- Службы финансовой разведки -- вступила в решающую стадию. В пятницу Совет Федерации утвердил принятый Госдумой законопроект «О противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем», разрешивший наконец вопрос -- быть или не быть такой службе. В этом документе четко оговаривается создание специального уполномоченного органа, куда будет стекаться информация обо всех крупных финансовых операциях, то есть финансовой разведки. Кроме того, этот закон должен стать для финразведки основным нормативным актом. Теперь осталось решить, кто этим законом будет пользоваться.
Борьбу за право организовать финразведку еще с конца прошлого года открыто ведут две структуры -- ФСНП и МВД (точнее, действующий при МВД Межведомственный центр по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем, -- МВЦ). Каждая из этих организаций надеется захватить в новом ведомстве лидерство. По данным газеты «Время новостей», незадолго до принятия закона, и особенно в последние дни, милиционеры и полицейские буквально завалили всех, от кого зависит судьба финразведки (Совбез, президента, правительство), своими предложениями и проектами. Кому конкретно будет отдано предпочтение, пока сказать сложно. К такому приятному делу, как создание новой влиятельной спецслужбы, кроме ФСНП и МВД, по сведениям газеты «Время новостей», не прочь подключиться и другие не менее заметные структуры.
Решение о создании новой службы (называться она скорее всего будет не финансовой разведкой, а как-нибудь более замысловато), конечно, будет принимать Владимир Путин, но простым оно для него явно не станет. Президенту, во-первых, так или иначе придется обидеть какое-то из двух силовых ведомств, во главе которых стоят недавно им же назначенные новые люди -- Борис Грызлов и Михаил Фрадков. А во-вторых, в зависимости от этого решения могут возникнуть серьезные споры внутри Совета безопасности. Там сейчас на пару трудятся бывшие оппоненты по вопросу о принадлежности новой службы -- возглавляет Совбез Владимир Рушайло, а его замом является Вячеслав Солтаганов. Именно в бытность г-на Рушайло руководителем МВД был создан МВЦ, и именно эта структура, по мнению милиционеров, должна стать базовой при создании финразведки. Когда г-н Солтаганов был главой ФСНП, он первым заявил о необходимости организации разведки (понятно, на основе его ведомства) и активно лоббировал данный проект.
Остается под вопросом и то, кому в конце концов будет подчиняться новая структура. По версии г-на Солтаганова, которую поддержал вице-премьер Алексей Кудрин, она должна работать при Минфине. Однако в разное время появлялась информация, что разведку не прочь подмять под себя ЦБ, ФСБ, Генпрокуратура, Совбез, то же реформированное ФСНП (его хотят превратить в финансовую полицию) или, например, МВД.
Большинство же аналитиков сходятся на том, что финразведку могут создать непосредственно при правительстве, чтобы никого не обидеть. Такой пристальный интерес всех ведомств к новой службе объясняется просто -- она станет главным обладателем информации о финансовых делах всех серьезных предприятий и лиц и, следовательно, хранительницей чемоданчиков, набитых компроматом. По первоначальным замыслам, финансовая разведка будет изучать балансы предприятий, отслеживать все сделки крупнее 600 тысяч рублей, а банки и страховые компании должны ей докладывать в течение суток о сомнительных проводках.
И хотя задачи финразведки всем оппонентам представляются одинаковыми, ее структура и методы работы являются предметом споров. По замыслу г-на Солтаганова, новая служба должна быть сугубо гражданской, подчиняться Минфину и заниматься аналитикой. В МВД же считают, что заниматься только аналитикой без ведения оперативно-розыскной работы невозможно.
Спорить о том, какая структура станет все же костяком финразведки -- МВД или ФСНП, стали с начала этого года, когда г-н Солтаганов объявил, что его ведомство совместно с Минфином подготовило для президента пакет документов о преобразовании ФСНП в Финансовую полицию и создании разведки. Преемник г-на Солтаганова на посту главы ФСНП Михаил Фрадков в официальных заявлениях на тему финансовой разведки был крайне осторожен, однако, по информации газеты «Время новостей», в последнее время всячески старался показать и доказать, что его служба достойна такого права: мол, мы налаживаем аналитику, зарубежные контакты, сотрудничество с другими ведомствами. Давление со стороны ФСНП особенно усилилось последние несколько месяцев. Хотя официально в пресс-службе этого ведомства корреспонденту газеты «Время новостей» заявили, что полицейские никогда не претендовали на финразведку и считают, что решать должно высшее руководство.
От налоговиков не отстает и МВД. Там настаивают, что практически все, чем по замыслу должна заниматься новая служба, уже давно делает МВЦ. К тому же у центра есть двухгодичный опыт работы, он вплотную трудится с ГУБЭП и Интерполом, заграничными коллегами, участвовал в создании необходимых для работы финразведки законов, имеет филиалы в других регионах России. По данным газеты «Время новостей», в последнее время в министерстве подготовили и отослали несколько десятков информационно-аналитических подборок, сделанных на основе работы центра и предназначенных для Минфина, Минюста, Генпрокуратуры, ЦБ, правительства, администрации президента, Совбеза.
А совсем недавно, как раз перед принятием «антиотмывочного» закона, МВД направило в Минфин, в правительство и президенту прямое предложение об использовании МВЦ в качестве финразведки. Хотя, конечно, подано все было тонко -- в частности, в письме советуют использовать МВЦ «в качестве специализированного органа, который на основе анализа интегрируемых информационных ресурсов и предварительной проверки экономических субъектов обеспечит различные виды контроля, осуществляемого в настоящее время многочисленными госорганами». Видимо, для непонятливых в конце сделана приписка: «что, по сути, обеспечивает функции финансовой разведки».
Заместитель руководителя межведомственного центра по противодействию отмыванию доходов при МВД Александр Бабичев:
-- Я считаю, что уполномоченный орган должен быть создан на базе МВЦ, поскольку новый законопроект может быть реализован только на межведомственной основе, с участием МНС, ФСНП, МВД, ФКЦБ, Минфина, Минэкономразвития, ГТК, ФСБ и возможностей их представителей. В противном случае финансовая разведка будет иметь право только запрашивать информацию у других структур, однако те в соответствии со статьей 9 нового закона имеют основания в ее предоставлении отказать. Если же уполномоченный орган будет межведомственным, то с получением необходимых сведений проблем не будет -- у нас трудятся представители всех заинтересованных структур. К тому же многие из нас являются действующими сотрудниками правоохранительных органов, имеющими право заниматься оперативно-разыскной деятельностью, что значительно упрощает работу и компенсирует недостатки закона. По моим данным, ФСНП уже отказалась от своих притязаний на финансовую разведку. Ведь из нового закона выпали все предлагавшиеся Солтагановым моменты, связанные с проверкой сделок с недвижимостью и налоговыми нарушениями.
СПРАВКА
Сколько денег ежегодно уходит из России, с точностью не может сказать ни одна из спецслужб. Так, в последнем аналитическом докладе для администрации президента МВД заявило, что только в прошлом году из России было вывезено 11,5 млрд долларов. Представители МВЦ считают эту сумму наиболее близкой к истине, однако отмечают, что некоторые аналитики утечку оценивают в 30 млрд долларов. Всего же с момента легализации в России внешнеэкономической деятельности, по данным центра, из страны было вывезено не менее 150 млрд долларов. Уровень теневой экономики, согласно информации Госкомстата, составляет 23% от ВВП. Причем эта цифра дана без учета изначально подпольного бизнеса -- наркотиков, оружия, проституции и т.п. Инвестиции к нам, согласно оценкам МВД, в основном идут из офшорных зон. Так, в 2000 году до 11,4% всех иностранных поступлений в промышленность и 68,8% в общую коммерческую деятельность пришло из Кипра; 48,6% инвестиций в черную металлургию -- с Антильских островов; 23,2% поступлений в торговлю и общественное питание -- с Гибралтара.
Александр ШВАРЕВ