Время новостей
     N°58, 06 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.04.2005
Десять нестандартных четвергов
На Первом канале начали показывать «Тайную историю искусств»
«Русские гордятся славой, а не трофеями. А барахло отдайте немцам» -- эта фраза великого русского полководца Александра Суворова будет процитирована в фильме «Музей для диктатора», который Первый канал покажет 7 апреля в своей постоянной рубрике «Новый день». В фильме речь пойдет о попытках создания супермузея, которые предпринимали три диктатора: Наполеон, Гитлер, Сталин. Естественно, что основу собрания самого богатого музея в мире в каждом случае должны были составить трофеи -- произведения искусства, вывезенные из побежденных стран. О том, как и зачем это делалось, какова судьба «перемещенных ценностей» и когда появилась идея реституции, рассказывается во втором фильме документального проекта «Тайная история искусств». Всего их снято десять. Первую уже показали на прошлой неделе -- в ней речь шла о том, как до открытия сибирских месторождений нефти основной валютой, за которую большевики покупали нужные им станки или «дружескую поддержку» на Западе, были экспроприированные после революции из частных собраний произведения искусства. Впереди не менее эффектные истории. Например, про судьбу знаменитого Гентского алтаря, созданного в 1432 году Яном Ван Эйком и бывшего объектом вожделения всех армий, покорявших Бельгию, но утратившего свою целостность в мирное время -- в 1934 году, когда одна из створок, «Праведные судьи» с автопортретом ван Эйка, была попросту украдена. Вор потребовал выкуп в размере 1 млн франков, пригрозив уничтожить шедевр. Власти на сделку не пошли. С тех пор «Праведных судей» никто не видел.

В рассказе про «Мону Лизу» не меньше интригующих подробностей -- оказывается, знаменитую «улыбку Джоконды» придумали писатели-романтики, а настоящая слава обрушилась на картину после того, как 21 августа 1911 года она исчезла из Лувра. Кража и возвращение «Джоконды» становятся главной сенсацией нового аттракциона -- набирающих силу средств массовой информации.

Программу документального кино «Новый день» на Первом канале считают аналогом Diskavery. Но для российского телевидения традиционная форма западного познавательного фильма кажется не рейтинговой. Программа рассчитана на широкую зрительскую аудиторию, по данным канала, предпочитающую тайны и приключения, причем преимущественно в области клонирования, интимных биографий политиков или историй про звезд шоу- и кинобизнеса. Именно поэтому формат проекта в идеале должен быть приближен к модным сегодня авторским программам, которые проще всего определить как постпарфеновские. С легкой руки Леонида Парфенова для передач такого типа сложилась своя стилистика -- непременно харизматичный ведущий, который должен появиться на фоне тех объектов или мест, о которых рассказывает, короткие интервью экспертов или участников, богатый видеоряд. В «Тайной истории искусств», которая называется тайной как потому, что повествует о неизвестных и почти детективных сюжетах, так и потому, что раскрывает загадки, связанные с произведениями искусства, самые большие проблемы именно с видеорядом. Создатели «Тайной истории» стараются всеми доступными телевизионными способами сделать «картинку» увлекательной и даже превращают статичные изображения картин и фотоснимков в движущуюся ленту, что-то вроде горизонтального слайдфильма. Автор и ведущий проекта Григорий Козлов появляется в студии, стилизованной под художественную мастерскую, в самых разных ракурсах, и даже искусствоведы и историки порой наклонены в кадре подобно Пизанской башне. Для всех поворотов сюжета найдены подкрепляющие визуальные документы: чтобы уйти от самого страшного пугала развлекательного телевидения -- «говорящих голов».

Однако как ни стараются быть популярными создатели, их передача, созданная, кстати говоря, при государственной поддержке, все равно остается умной, внятной и интеллигентной, не жертвующей сутью и истиной ради эффектных поворотов сюжета. Очень интересно, как ее оценит публика. Было бы крайне приятно узнать, что рейтинг «Тайной истории искусств» не ниже, чем у «Звезд эфира» или «Теории невероятности». Хотя, конечно, мало вероятно, чтобы, при всей занимательности, рассказ о судьбе иконы Владимирской Богоматери или разоблачение мифа о Ван Гоге заинтересовали аудиторию «полуночников» столь же сильно, как подробности романа принца Уэльского и его новой жены Камиллы. Впрочем, те зрители, которым хочется, чтобы телевидение не только потакало вкусам толпы, но и развлекало нормальных людей занятными и при этом правдивыми историями, могут повлиять на политику Первого канала просто тем, что по четвергам будут ложиться спать на сорок минут позже, посмотрев перед сном действительно интересную и познавательную передачу.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Телепремьеры