|
|
N°57, 05 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ФАС нашла дешевый газ
Игорь Артемьев готов наказать «Газпром» за покупку блокпакета акций «Мосэнерго»
Руководитель ФАС Игорь Артемьев вчера в Санкт-Петербурге сообщил о своих планах «приструнить» «Газпром» за то, что его структуры скупили блокирующий пакет акций крупнейшей региональной энергокомпании страны -- «Мосэнерго». По словам чиновника, антимонопольное ведомство крайне недовольно концентрацией и энергетического, и газового бизнеса в одной компании. «Результатом, несомненно, будет как минимум выставление поведенческих условий «Газпрому» по поведению на рынке электроэнергии», -- пообещал г-н Артемьев. И добавил, что «интеграция топливной составляющей и производства электроэнергии нас очень и очень сильно беспокоит». Правда, что именно будет предписано «Газпрому», он сообщать не стал -- это еще не решено. По сути, ФАС возражает против превращения «Газпрома» в вертикально интегрированную энергетическую компанию -- то есть против одной из основных стратегических доминант менеджмента концерна.
Г-н Артемьев уже неоднократно высказывал свою озабоченность тем, что «Газпром» скупил блокпакет «Мосэнерго», не получив разрешения антимонопольщиков. ФАС инициировала соответствующую проверку. Вчера же руководитель службы ясно дал понять, как накажет концерн, оговорившись, правда, что до принятия окончательного решения еще необходимо исследовать документы и «не только в самом «Газпроме». Таким образом, результаты проверки появятся только после того, как «Газпром» направит в ФАС ходатайство на одобрение сделки.
Впрочем, о примерных требованиях к «Газпрому» уже можно говорить сейчас -- пресс-секретарь г-на Артемьева Ирина Кашунина предположила, что, вероятнее всего, они будут такими же, как к Сибирской угольной энергетической компании (их ФАС выдвинула в декабре прошлого года). СУЭК было запрещено необоснованно отказывать в поставках потребителям топлива, не связанным с компанией, действовать в качестве трейдера, а также предписано информировать антимонопольные органы о сделках с пакетами акций предприятий, превышающими 5% от уставного капитала, и информировать потребителей об изменении объемов поставок более чем на 25% и росте цен, превышающем инфляцию. Главное же требование ФАС заключалось в том, что поставщик топлива не имеет права устанавливать разные цены для потребителей, которые могут заменить конкретный вид топлива на другой и которые не могут.
Впрочем, в случае с «Газпромом», говорит президент Института энергетической политики Владимир Милов, доказать необходимость потребления конкретной электростанцией конкретного объема лимитного газа (то есть газа по госцене) практически невозможно. И если произойдут ограничения в поставках на ТЭЦ, не имеющих отношения к «Газпрому», выяснить причины весьма трудно (многое зависит от особенностей самой станции, режимов ее работы и т.д.). Поэтому, говорит г-н Милов, равные возможности создать практически нереально. А значит, считает он, логичнее государству заставить «Газпром» продать акции электроэнергетических предприятий.
В РАО «ЕЭС России» и в «Газпроме» вчера отказались комментировать выступление г-на Артемьева. При этом источник в «Газпроме» опроверг возникшие минувшей осенью слухи о том, что ФАС подталкивает концерн к продаже акций, например, немецкому концерну E.ON. Вероятнее, говорит он, ФАС может спровоцировать скорейшую либерализацию цен на внутрироссийском рынке газа, которую предложил ввести Алексей Миллер со следующего года.
А источник в ФАС предположил, что итоговое решение будет приниматься на правительственной комиссии по реформированию электроэнергетики, возглавляемой министром промышленности и энергетики Виктором Христенко. И именно министр решит, какие ограничения можно применять к «Газпрому», а какие -- нельзя.
Николай ГОРЕЛОВ, Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург