|
|
N°58, 06 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Заплатите нам красиво"
Как и сколько -- налоговой дискуссии не видно конца
Попытки подвести черту под продолжающейся уже несколько лет налоговой реформой терпят неудачу. Бизнес критикует исполнительную власть за то, что ее публичные обещания улучшить положение предпринимателей затем ею же и выхолащиваются. А внутри самой исполнительной власти вновь обострились споры о том, надо ли дальше снижать налоговую нагрузку, а если надо, то по каким налогам и до какого предела. В общем, дебаты еще в самом разгаре, что и подтвердили вчерашние парламентские слушания «Налоговая реформа: состояние и перспективы».
Все вроде бы согласны с необходимостью улучшить налоговое администрирование и снизить давление на бизнес со стороны контрольных органов. По мнению выступившего на слушаниях министра финансов Алексея Кудрина, поправки в первую часть Налогового кодекса, улучшающие администрирование взимания налогов, необходимо еще серьезно прорабатывать. Вот, к примеру, текущие (так называемые камеральные) проверки дают ежегодно в бюджет 200 млрд руб. доначисленных налогов, но ведь доначислять налоги разрешено только в ходе выездных проверок, привел пример министр. Поэтому необходимо провести границу между такими проверками и ограничить перечень документов, которые фискалы могут требовать с предпринимателя. Замминистра финансов Сергей Шаталов дополнил выступление шефа. По его словам, необходимо соблюсти баланс интересов государства и плательщика, фискалы должны осуществлять эффективный контроль, но не настолько жестко, чтобы бизнес ушел в тень. «К тотальности контроля не надо стремиться, надо управлять налоговыми рисками и не создавать излишних проблем для добросовестных предпринимателей. Намерен Минфин прописать и процедуры выставления плательщиками претензии к налоговым органам. Человек должен иметь право при предъявлении ему претензий защитить себя, привлекая адвоката и аудитора», -- сказал замминистра. Если же поступила претензия на действие сотрудника фискальных органов, то рассматривать ее должен не тот, кто проверял предприятие. Чтобы исключить ошибки, из-за которых трясет фондовый рынок, по серьезным претензиям к плательщикам должны подключаться вышестоящие налоговые органы, отметил г-н Шаталов. Вопрос администрирования настолько болезненный, по его словам, что разногласия существуют и внутри самого Минфина.
Выступление министра экономического развития и торговли Германа Грефа было весьма образным. Существенным шагом в улучшении администрирования должно стать создание единого фискального пространства, где совмещались бы данные ФНС, Минфина, ГТК и других контрольных органов, считает он. В стране сегодня нет проблем с идеями, есть кризис их реализации. Фискальные органы не должны руководствоваться принципом «нам дозволено все, если мы несем деньги в казну», ведь главная функция государства не фискальная, а функция развития, заявил г-н Греф и перешел к теме снижения налогов. По его мнению, во избежание злоупотреблений нужно обязательно избавиться от двух ставок НДС (обычная -- 18%, льготная -- 10%). «Все консервы сегодня идут по ставке НДС 10% как детское питание, поэтому прежде чем говорить о снижении этого налога, необходимо разобраться в его администрировании», -- предложил министр. И вообще, в налоговой реформе пора уже перестать руководствоваться словом «сколько», а пора отвечать на вопрос «как», заплатить одну и ту же сумму налогов можно красиво и элегантно, полагает г-н Греф.
Однако тема снижения налогов не снята с повестки дня. Оказывается, еще не закрыт вопрос об НДС. Хотя снижать его в Минфине по-прежнему не очень хотят, однако, по словам Сергея Шаталова, не исключено, что некоторые шаги по этому налогу, анонсированные ранее как меры на будущее, могут начать действовать уже в нынешнем году. Возмещение НДС по капвложениям, которое Минфин обещал ввести не ранее 2006 года, может начать действовать уже в нынешнем году. По мнению г-на Шаталова, это важно для того, чтобы бизнес сегодня не откладывал инвестиции на будущее, ожидая появления новой льготы. А г-н Кудрин довольно лояльно высказался о предложении предпринимателей снизить ставку социального налога. По его словам, это тема интересная, но сначала нужно понять, как экономика отреагировала на уже произошедшее понижение ЕСН с января этого года.
На парламентских слушаниях, в обстановке более непринужденной, чем заседание правительства, министры разоткровенничались, выдав в зал несколько неожиданных идей. Г-н Кудрин, к примеру, заявил, что Минфин рассматривает возможность ликвидировать дефицит Пенсионного фонда за счет каких-то иных налогов помимо ЕСН. А г-н Греф обратил внимание на большой потенциал акцизов. «Наведение порядка в акцизной сфере даст резервы для повышения сборов налогов в целом», -- заявил он. Осталось лишь непонятным, что именно имеет в виду министр -- то ли изменение структуры налогообложения нефтепродуктов, табачных изделий и алкоголя, то ли внеплановую индексацию акцизных ставок.
Депутаты, присутствовавшие на слушаниях, были настроены более пессимистично. По словам зампреда бюджетного комитета Думы Сергея Штогрина, сегодня непонятно, почему срок для взыскания налоговой недоимки неограничен, а срок для зачета и возврата налогов составляет всего три года. По его словам, главный принцип реформы налогового администрирования -- зеркальность прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов. А по мнению замглавы бюджетного комитета Андрея Макарова, сегодня бессмысленны разговоры о локальном изменении администрирования того или иного налога, ведь основные преступления, к примеру, в сфере НДС -- это "откаты", которые получают налоговики и правоохранительные органы за возврат НДС. Поэтому нет особой разницы, будет ли упрощен возврат этого налога со следующего года или с 2007-го, говорит он.
И бизнес-сообщество, и многие депутаты подозревают, что акцент, который делают Минфин и МЭРТ на улучшении налогового администрирования, -- лишь маневр, отвлекающий от темы снижения налогов, при этом реального улучшения в самом администрировании не произойдет. Оксана Дмитриева, заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы, объяснила, почему, по ее мнению, расчеты на положительный эффект администрирования являются иллюзорными. «Изначально все преобразования в налоговой реформе были рассчитаны на то, что у нас есть умный и честный налоговый администратор, -- сказала она. -- Поэтому все реформы и пошли по направлению предоставления всевозможных вычетов, отнесения на расходы и на убытки, а не путем радикального снижения налогового бремени. И все бы эти меры работали, если бы у нас был этот честный и умный налоговый администратор, который бы рассудил по справедливости отношение бизнеса и налоговых органов». А Олег Киселев, глава комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике, заявил вчера на думских слушаниях: «Сегодня бизнес находится в состоянии недоумения опасения и стагнации после определенных событий. Мы хотим соблюдать все договоренности с властью и, скорее всего, будем настаивать на снижении НДС. В случае если те поправки, что Минфин разрабатывает и намерен внести в первую часть Налогового кодекса, не будут способствовать реальному улучшению положения предпринимателей, бизнес-сообщество будет настаивать на снижении НДС». При этом г-н Киселев прямо указал на то, что предложения, которые Минфин разрабатывает сейчас по улучшению администрирования, "не соответствуют требованиям бизнеса".
Ирина СКЛЯРОВА