|
|
N°58, 06 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Джугашвили или Рабинович?
Внук Сталина встретит День Победы в Гори, правнук -- в Нью-Йорке
«Я -- это бабу, дед. А вот это, -- Евгений Яковлевич показывает внукам на портрет Сталина, -- это большой бабу. Дзалиан (очень) большой бабу». Евгений Яковлевич Джугашвили -- 69-летний военный историк в чине отставного полковника и внебрачный отпрыск погибшего в немецком плену сына Сталина Якова Джугашвили. В середине 1990-х он перебрался с семьей из Москвы в Грузию, чтобы «отстаивать честь фамилии и сохранить для потомков национальность».
Из квартиры Евгения Джугашвили открывается вид на тбилисский парк Победы. Ее 60-летие внук вождя встретит в 70 километрах от Тбилиси, на родине собственного деда -- в Гори. «Внуков возьму, мы там вообще часто бываем. На день рождения и смерти Сталина -- это как минимум, -- рассказывает Евгений Яковлевич корреспонденту «Времени новостей». -- Сейчас для меня главное -- это их воспитать как следует».
Праправнуки Сталина -- это второклассник Сосо, полный тезка вождя, и пятилетний Васо, названный так в честь Василия Сталина, сына генералиссимуса. Их папа, режиссер Виссарион Джугашвили, сейчас далеко от семьи. «В Нью-Йорке уже несколько лет, -- рассказывает Евгений Яковлевич. -- Здесь его не признавали. Сейчас устроился в службу безопасности на какой-то телеканал, поближе к своей профессии. Может, там пробьется».
Евгений Яковлевич говорит, что «завязал с политикой». Несколько лет назад внук Сталина баллотировался в Госдуму в блоке с Виктором Анпиловым и Станиславом Тереховым, но неудачно. Переехав в Тбилиси, он попытался основать Новую компартию, но настоящих сталинистов и на родине вождя осталось немного.
«Все политики, как я убедился, аферисты», -- говорит Евгений Джугашвили. Вот уже четвертый год он судится с председателем международного общества «Сталинели» («Сталинист») Григолом Ониани. Тяжба кажется бесконечной. Григол Ониани назвал в местной прессе Евгения Джугашвили «Рабиновичем и сионистом». Внук вождя настаивает на извинениях, суд это право за ним недавно признал, но опровержение в прессе пока так и не появилось.
Григол Ониани утверждает, что у Якова Джугашвили была только дочь Галина. Но Евгений Джугашвили, кстати внешне весьма похожий на Иосифа Виссарионовича, демонстрирует документы, подтверждающие его принадлежность к великой фамилии. Главное -- это распоряжение Совмина СССР от 14 ноября 1953 года, подписанное его председателем Георгием Маленковым. Внуку Сталина, курсанту-суворовцу, назначается ежемесячная персональная пенсия до окончания училища -- тысяча рублей. «Я сын Якова Джугашвили и Ольги Голышевой. Ну и что из того, что они не были расписаны и дед меня не нянчил? Кого из внуков вообще он нянчил?» -- говорит Евгений Яковлевич.
В Грузии к Сталину принято относиться уважительно, несмотря на то что от его репрессий грузины пострадали никак не меньше других. Но все же для небольшой нации престижно иметь в своих рядах деятеля такого масштаба. Поэтому в Гори по-прежнему стоит колоссальный памятник вождю и работает его дом-музей. Правда, на внука Сталина такое уважительное отношение пока не распространилось.
«Никто со мной насчет 60-летия Победы не говорил. И не надо, -- Евгений Яковлевич явно обижен. -- Я сначала эту «революцию роз» с восторгом принял. Но сейчас разочаровался. Ничем новые власти не лучше Шеварднадзе. Смотрите: экономика опять ни к черту не годится, безработица, света нет». «А главное, -- продолжает Евгений Яковлевич, -- Грузия и Россия рассорились. Это же просто стыдно. Да вспомнить только Егорова и Кантарию! (Солдаты, русский и грузин, водрузившие знамя Победы на Рейхстагом в 1945 году. -- Ред.) Здесь говорят: нам с США лучше. Может быть. Но американцы же далеко! Кто нам свет дает, газ? Россия! И почему это Мишу (Саакашвили. -- Ред.) так заносит во внешней политике?»
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси