|
|
N°57, 05 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Политика без улыбок, зато экономика без слез
Парламентские выборы в Великобритании не изменят отношения к России
Сегодня, как ожидается, премьер-министр Великобритании Тони Блэр объявит дату проведения парламентских выборов. Формально полномочия премьера заканчиваются в середине следующего года, но Блэр вправе объявить выборы и раньше. А сейчас обстоятельства складываются для него более-менее благоприятно.
Результаты выборов определят, останутся ли лейбористы у власти и сохранит ли свои позиции сам премьер Блэр. С 1997 года, когда обновленные Блэром лейбористы одержали оглушительную победу над консерваторами, настроения в стране сильно изменились.
Вероятнее всего, выборы пройдут 5 мая. Эта дата уже несколько месяцев фигурирует в неофициальных разговорах. По закону выборы могли быть объявлены и значительно раньше, но правящая партия, очевидно, считает, что быстрый натиск даст ей больше, чем вялотекущая перебранка с конкурентами.
Блэр планировал объявить дату выборов еще в понедельник, но отложил заявление на день в связи с участием в траурном богослужении по случаю кончины Папы Римского. Политическую агитацию в знак уважения к ушедшему понтифику приостановили на день все ключевые партии Британии -- лейбористы, консерваторы, либерал-демократы.
Задержка с объявлением даты выборов не отразится на планах правительства провести голосование в намеченный срок. Но она внесет дополнительную сумятицу в различные процедуры, положенные по закону, и мероприятия, намеченные на ближайшую неделю.
Так, чтобы уложиться в предложенные Блэром выборные сроки, парламенту придется объявить о собственном роспуске до 11 апреля. При этом на субботу, 9 апреля, запланирована свадьба принца Чарльза и Камиллы Паркер-Боулз, тоже перенесенная с 8 апреля из-за похорон Иоанна Павла II. 8 апреля значительная часть британской политической элиты отправится в Рим, то есть депутаты и лорды фактически должны прекратить заседания уже в четверг.
Из-за этого парламентарии так и не обсудят некоторые законопроекты, которые правительство хотело бы обсудить в нынешнюю сессию. Однако Даунинг-стрит готов пойти на это в расчете на победу на майских выборах. Если ожидания лейбористов сбудутся, кабинет министров быстро вернется к нерассмотренным биллям. Последние опросы общественного мнения по-прежнему говорят о явном преимуществе лейбористов как над консерваторами, так и над либерал-демократами, а за оставшийся месяц сторонников у них может и прибавиться.
Британскому избирателю в целом уже понятно, какие выгоды несет ему приход к власти той или иной партии. Их предвыборные программы были обнародованы еще минувшей осенью, а споры и борьба за голоса начались сразу же после новогодних каникул. В частности, правящая партия посвятит избирательную кампанию экономической программе, здравоохранению и образованию. Большое внимание уделяется теме безопасности граждан, причем как от уличной преступности, так и от террористической угрозы.
Очевидны, однако, лишь внутриполитические акценты того или иного расклада. Внешняя политика нового правительства Великобритании, особенно ее конкретное практическое приложение, вырисовывается хуже. Как, например, будут выглядеть после 5 мая российско-британские отношения. Оговоримся при этом, что у Блэра, скорее всего, больше всего шансов на победу.
"Британские власти, равно как другие члены Евросоюза и Совета Европы, все больше обеспокоены проблемой гражданских прав в России. Они определили для себя, что будут более открыто говорить с Москвой из Лондона, Брюсселя и Страсбурга по поводу всех тревожащих их текущих действий Кремля", -- сказал в интервью «Времени новостей» руководитель исследовательских работ британского Центра внешней политики (под патронажем Тони Блэра) Грег Остин.
Г-н Остин подчеркнул, что "это не означает похолодания двусторонних отношений, хотя улыбок и рукопожатий напоказ уже стало меньше. Это, скорее, стратегический шаг, цель которого -- гарантировать британские интересы в стабильной, предсказуемой России с плюралистической демократией". По словам эксперта: "В экономической плоскости никаких прорывов в отношениях Великобритании и России не предвидится. Но в принципе нет нужды менять в ближайшие два-три года весьма позитивную экономическую политику отношений с Москвой".
Кирилл АНУРОВ, РИА «Новости», Лондон, -- для «Времени новостей»