|
|
N°57, 05 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С небес на нары
Вертолетчиков погубило "воздушное хулиганство" командира
Гарнизонный военный суд города Спасск-Дальний (Приморский край) вчера определил виновника нашумевшей авиакатастрофы, происшедшей в августе 2003 года на военном аэродроме Черниговский. Тогда во время учений в присутствии главы Министерства обороны Сергея Иванова столкнулись два боевых вертолета.
Отвечать за катастрофу теперь будет командир вертолетного авиаполка полковник Геннадий Голобочанский, чьи подчиненные тогда и погибли. Суд признал его виновным в нарушении правил полетов и подготовки к ним, повлекшем смерть человека, и приговорил к четырем годам лишения свободы. Кроме того, суд постановил взыскать с офицера 2 млн руб. в счет возмещения материального ущерба в российский бюджет, а также 3,2 млн руб. за моральный вред, причиненный родственникам погибших летчиков.
26 августа на аэродроме поселка Черниговка, в 80 километрах от Уссурийска, при заходе на посадку столкнулись два ударных вертолета Ми-24. Обе машины входили в состав армейской авиации ВВС и участвовали в командно-штабных учениях Тихоокеанского флота «Восток-2003». Группа из восьми Ми-24 отрабатывала выполнение различных задач на Сергеевском полигоне. Маневры предусматривали разыгрывание более 50 ситуаций и проходили одновременно в Приморском крае, на Камчатке, у берегов Сахалина и в Тихом океане.
Когда маневры уже подходили к концу, прямо на глазах министра обороны Сергея Иванова разыгралась еще одна, совершенно незапланированная ситуация -- очередная пара вертолетов днем заходила на посадку после выполнения учебно-боевой задачи, но в результате неудачного маневра винт ведомого вертолета обрубил хвост ведущего, и обе машины, потеряв управление, рухнули на землю, взорвались и сгорели. В результате погибли шесть летчиков -- пятеро скончались на месте, еще один позднее умер в больнице.
По одной из первых версий, причиной катастрофы могли стать птицы. Якобы один из свидетелей происшествия видел, как при посадке птица залетела в двигатель ведущей машины на высоте около 50 метров. Вертолет резко снизил скорость и потерял управление, что и привело к столкновению с ведомым. Однако Сергей Иванов сразу же после аварии заявил, что случившееся является следствием «легкомыслия, бравады и воздушного хулиганства». Впоследствии военная прокуратура действительно выяснила, что изначально по плану учений парный пролет и заход вертолетов на посадку не планировался. Однако полковник Голобочанский, руководивший полетами, отдал приказ продемонстрировать министру мастерство пилотажа и произвести посадку при опасном сближении боевых машин.
Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток