|
|
N°129, 23 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вотум недоверия
Государство может сменить руководство «Новошипа»
Нынешний руководитель компании «Новороссийское морское пароходство» («Новошип») Леонид Лоза в ближайшем будущем потеряет свое кресло. К необходимости такого шага чиновников привела череда скандалов с активами пароходства.
О том, что в «Новошипе» готовится смена первого лица, газете «Время новостей» сообщил источник, близкий к руководству компании. По его словам, прошлой зимой выяснилось, что оформленная на предъявителя единственная акция «дочки» пароходства -- Intrigue Shipping (учредитель всех компаний, владеющих выведенными за рубеж судами «Новошипа») -- находится на хранении в английской фирме Capco Trust. Затем стало известно о продаже 75% минус одна акция компании «Новошип-инвест», бывшей до этого стопроцентной «дочкой» «Новошипа». Правда, сейчас, по словам замминистра госимущества Сергея Моложавого, акция Intrigue Shipping переведена на хранение в депозитарий одного из крупнейших российских госбанков, а сделка по продаже акций «Новошип-инвеста» отменена.
Тем не менее доверие к г-ну Лозе подорвано. Сам он находится в отпуске, и связаться с ним не удалось.
Стороны неохотно говорят о предстоящей смене руководства «Новошипа». Представители Минтранса и совладельца компании «Группы «Спутник» отказались от комментариев. Сергей Моложавый и первый вице-президент пароходства Владимир Сакович заявили газете «Время новостей», что им неизвестно о предстоящих кадровых перестановках. Тем не менее попросивший об анонимности собеседник газеты в Минимуществе рассказал, что добровольная отставка г-на Лозы ожидалась еще после собрания акционеров 23 апреля. Однако тот по каким-то причинам этого не сделал. Теперь, по словам нашего собеседника, государство займется этим само, а имея семь из девяти голосов в совете директоров, сделать это будет нетрудно.
По сведениям газеты «Время новостей», в министерствах имущества и транспорта обсуждаются в качестве наиболее вероятных претендентов на пост президента «Новошипа» кандидатуры нескольких топ-менеджеров «Совкомфлота». В самом «Совкомфлоте» эти сведения не комментируют.
18 июля было объявлено о решении Михаила Касьянова внести отдельной строкой в бюджет-2002 средства на обратный выкуп находящихся в залоге у «Новошипа» акций (22,65 млн долл.). Таким образом, уже в следующем году государство консолидирует в своих руках контрольный пакет акций «Новошипа». Но на вопрос о том, что оно будет с ним делать -- продавать или управлять самостоятельно, представители Минимущества и Минтранса ответить не смогли. Не решен также вопрос о вхождении представителей государства в органы управления дочерних и внучатых компаний «Новошипа», которым принадлежит более 60% флота пароходства.
В этих условиях, беспокоится источник, близкий к руководству «Новошипа», смена первого лица ничего не даст. Пароходство по-прежнему будет непрозрачно для акционеров компании. Правда, еще в конце марта Владимир Путин дал поручение премьеру проанализировать корпоративную структуру «Новошипа» с точки зрения гарантий сохранности выведенных за рубеж активов и ее соответствия интересам государства. С тех пор в пароходстве прошли проверки. Очевидно, что по их итогам государство будет принимать решение о дальнейшей политике в отношении акций «Новошипа».
СПРАВКА
В составе «Новошипа» насчитывается 77 судов суммарным дедвейтом 3,4 млн т. Стоимость активов пароходства оценивается в 1,1 млрд долл. По итогам 2000 года чистая прибыль компании составила 30 млн долл. Кредиторская задолженность пароходства, в том числе гарантии по кредитам дочерним и внучатым компаниям, превышает 600 млн долл. Крупнейшие акционеры: государство -- 61% (20% из них находится в залоге у «Новошипа»), «Группа «Спутник» -- 10%, «Новошип-инвест» -- 8,2%.
Дмитрий СИМАКОВ