|
|
N°57, 05 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Итоги с Сергеем Игнатьевым
АРБ предлагает стратегию повышения конкурентоспособности банковского сектора
Сегодня на съезде Ассоциации российских банков (АРБ) глава ЦБ Сергей Игнатьев подведет итоги года для банковского сектора. Не секрет: он был не особенно успешным. На фоне летнего «кризиса доверия» основные показатели банковской системы росли медленнее, чем раньше. Впрочем, не блестящие количественные индикаторы вполне можно компенсировать качественными: год ознаменовался реальным сдвигом в банковской реформе.
Выступая на прошлом съезде АРБ в апреле 2004 года, г-н Игнатьев между прочим заявил: «Помнится, премьер-министр сказал, что банковский сектор должен расти в три раза быстрее, чем экономика. Сейчас результат даже более положительный». Когда он произносил эти слова, то, конечно и представить не мог, что надежды на продолжение такой же динамики будут перечеркнуты кризисом, и год спустя в плане статистики Центробанку практически не будет чем похвастаться. По данным ЦБ, совокупные активы банков за год выросли на 27%, однако их отношение к ВВП почти не изменилось -- 42,5% по сравнению с 42,4% годом ранее. Отношение собственного капитала к ВВП и вовсе снизилось с 6,2% до 5,6% (это можно связать и с борьбой регулятора за качество банковского капитала, о чем г-н Игнатьев немало говорил на прошлом съезде).
С точки зрения структуры рынка изменения не в пользу отечественных игроков: по итогам прошлого года банки со 100-процентным иностранным участием впервые увеличили долю на рынке частных депозитов -- с 1,5 до 2,2%.
Вчера же ЦБ опубликовал данные, согласно которым банки не очень успешно начали 2005 год. Январские каникулы, как и ожидалось, замедлили рост банковского бизнеса сильнее, чем год назад. За месяц активы кредитных организаций выросли на 1,8% по сравнению с 4-процентным ростом в декабре, кредиты реальному сектору выросли на 1,5% (4,8% в декабре) депозиты и прочие привлеченные средства физлиц -- на 1,2% (5,5%), кредиты физлицам -- на 1% (8%).
Главный вывод из этих цифр заключается в том, что основная проблема банковского сектора -- его небольшие «размеры» -- остается нерешенной. Однако впервые за несколько лет государство сделало конкретные шаги для того, чтобы создать предпосылки для ее решения.
Во-первых, надзорный блок ЦБ так или иначе сформировал систему страхования вкладов, не пустив в нее (с первого раза) около 30% желающих. В процессе отбора целый ряд банков раскрыли структуру собственности, расчистили балансы и создали хотя бы видимость управления рисками. Во-вторых, в течение последнего года ЦБ отозвал более 30 лицензий, в том числе за отмывание преступных доходов. В-третьих, Центробанк все-таки принял от банков первую обязательную отчетность по международным стандартам и начал строить свой надзор в том числе вокруг этой отчетности. Наконец, в-четвертых, на Неглинной отошли от формальных подходов к банковскому бизнесу, обновив ключевые инструкции о резервах на возможные потери по кредитам, об обязательных нормативах и ряд других.
«Несмотря на большое количество вопросов, проделана уже очень большая работа, -- резюмирует в разговоре с «Временем новостей» одни из московских банкиров, -- Вы считаете, что банковский кризис может повториться? Я тоже уверен, что нет». Накануне съезда позитивные итоги работы чиновников признал и глава АРБ Гарегин Тосунян. Говоря о программе совместной работы с регулятором, он напомнил, что раньше приоритетом в споре банкиров с регулятором были нормативы фонда обязательного резервирования, а сейчас эта проблема решена: «Теперь у нас на первом плане изменения по условиям договоров частных вкладов и рефинансирование». ЦБ, напомним, снизил ставки ФОРа сразу на несколько процентных пунктов в разгар кризиса доверия и паралича межбанковского рынка.
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ