|
|
N°56, 04 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Любой католик мужского пола
Следующий 265-й по счету Римский Папа будет избран по новым правилам, которые сформулированы в апостольской конституции, подписанной самим Иоанном Павлом II в 1996 году. Традиционный порядок выборов главы католической церкви был немного модернизирован. Впрочем, за два тысячелетия истории римской епископской кафедры процедура определения нового понтифика менялась многократно.
Вначале, когда епископ Рима фактически управлял лишь небольшой группой местных христиан, избрание нового понтифика производилось на обычном собрании верующих. Долгое время этот пост мог получить даже не священник, а обычный мирянин, обладавший в обществе достаточным весом, чтобы отстаивать интересы христиан. Впрочем, и сейчас нет никаких формальных ограничений, кроме пола и конфессии. Папой может быть избран любой католик мужского пола. Во времена остготского владычества в Италии короли попросту назначали угодных им пап, были периоды, когда кандидатуру понтифика должен был одобрить император Византии, а несколькими веками позднее требовалось согласие императора Священной Римской империи. В средневековье и эпоху Возрождения Папа фактически являлся одним из крупнейших феодалов Италии, и выборы превращались в политическую борьбу между различными аристократическими и церковными кланами. В результате неоднократно возникали ситуации, когда на Святой престол одновременно претендовали два, а то и три папы и «антипапы», поддерживаемые разными группировками.
В XI--XIII веках произошел процесс формализации выборов главы всех католиков. Было установлено, что право голоса имеют только кардиналы, что снизило влияние светских феодалов, а Латеранский собор установил, что за нового понтифика должно быть подано не менее двух третей всех голосов. Наконец, в 1274 году, после того как выборы очередного Папы затянулись почти на три года, Григорий X ввел в практику избрания конклав (от латинского cum clave -- «под ключом»). Кардиналов запирали в отдельном помещении и не выпускали оттуда, пока те не выберут нового Папу. Если процедура затягивалась, то выборщиков сажали на хлеб и воду, чтобы оголодавшие кардиналы старались ускорить процесс. Если при голосовании никто из кандидатов не получал двух третей голосов, то бюллетени сжигались вместе с паклей и сырой соломой, черный дым, шедший от этого костра, показывал, что Папа еще не избран. Если же выборы понтифика оказывались результативными, то бюллетени сжигались вместе с сухой соломой, дававшей белый дым.
Чтобы получить наместника Бога на земле, кандидат должен получить 2/3 голосов кардиналов, имеющих право участия в выборах. Кардиналы преклонного возраста (более 80 лет) голосовать не могут, численность конклава не должна быть больше 120 человек. При этом надо помнить, что Иоанн Павел II еще при жизни позаботился о том, чтобы выборы его преемника были одними из самых необычных за всю историю папства. Дело в том, что понтифик резко разнообразил кардинальскую географию: если его самого избирал традиционный конклав, большей частью состоявший из итальянцев, то теперь среди высших иерархов католической церкви много выходцев из других стран Европы, Америки и даже Африки. И если в 1978 году избрание на высший церковный пост не итальянца, а поляка Кароля Войтылы стало суперсенсацией, то теперь к числу «папабилей» -- реальных кандидатов в папы -- причисляли даже нигерийца Фрэнсиса Аринзе.
Но главным отличительным свойством папских выборов является их сверхсекретность. Более того, кардиналам запрещено открыто вести предвыборную борьбу. Но это, естественно, не мешает им интриговать за стенами Ватикана и заключать тайные союзы. Внешним наблюдателям остается лишь догадываться о том, чья кандидатура становится более популярной в среде высокопоставленных выборщиков. В прессе часто утверждается, что новым Папой может стать -- впервые в истории католической церкви -- представитель третьего мира. Например, архиепископ Сан-Паулу Клаудиу Хуммес. С другой стороны, не исключено, что «партия Европы» -- кардиналы из Италии и других католических стран Старого Света -- возьмет своеобразный реванш. Достаточно авторитетными для папского поста кардиналами считаются, к примеру, госсекретарь Ватикана Анджело Солано, немец Йозеф Ратцингер, архиепископ Милана Диониджи Теттаманци.
Сейчас активно обсуждается около дюжины возможных кандидатур. Однако часто новым понтификом назначается не лидер одной из противоборствующих партий, а компромиссная фигура, против которой ни одна из группировок активно не возражает. Напомним, что и сам малоизвестный кардинал Войтыла получил папскую тиару в результате подобного компромисса: на тот момент он оказался именно тем единственным человеком в Ватикане, кто не вызывал у двух третей иерархов резкой антипатии.
Владимир ДЗАГУТО