|
|
N°56, 04 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Умер Папа Римский
Глава Римско-католической церкви Папа Римский Иоанн Павел II умер в субботу в 21 час 37 минут по местному времени в своих покоях в Ватикане. Ему было 84 года, более 26 из них он провел на папском престоле.
Вскоре после объявления о кончине понтифика на площади Святого Петра в Ватикане прозвучали аплодисменты. Сотни тысяч верующих (в подавляющем большинстве молодежь), собравшихся перед папским дворцом, именно аплодисментами встретили сообщение об окончании земного этапа жизни Папы. Именно аплодисментами проводили в последний путь, наверное, самого популярного человека в мире.
Иоанн Павел II, безусловно, был супер- и даже мега-звездой. Он, конечно же, отлично это понимал. И потому использовал эту невероятную популярность в своем пастырском служении. Но не будем забывать, что именно пастырское служение его и привело к этой огромной популярности, выходящей далеко за пределы католического мира. Он сумел говорить с человечеством на понятном ему языке.
Уникальность польского Папы состоит, возможно, как раз в том, что популярность его соразмерна тому колоссальному вкладу, который он внес как в дела церковные, так и в ход всей истории человечества.
России это касается непосредственно -- так как роль покойного Папы в крушении коммунистической системы огромна.
Рональд Рейган с помощью гонки вооружений выиграл «холодную войну», войну экономик.
Александр Солженицын, написав и опубликовав «Архипелаг ГУЛАГ», открыл глаза «западной общественности» на природу и последствия коммунистического соблазна.
Иоанн Павел II вдохнул сначала надежду, а затем дух свободы в сердца миллионов восточноевропейцев, начиная, естественно, со своих соотечественников поляков.
Десять лет, прошедшие с подавления Пражской весны 1968 года до избрания Кароля Войтылы епископом Рима, были невероятно тяжелыми для восточноевропейского сознания. Путь к свободе виделся только в эмиграции, но польский Папа сумел сделать казалось бы невозможное. Он стал приезжать на родину, и на встречах с ним сначала сотни тысяч, а затем миллионы его соотечественников, а вслед за ними и жители других бараков соцлагеря почувствовали, поняли и полюбили вкус свободы. Противопоставить этому было нечего. Разве что попытку физически устранить самого Папу. Такая попытка и была совершена. Никем не доказано, что за этой попыткой стоял КГБ. Но никаких доказательств и не требовалось: коммунистическая идеология продолжала терять сторонников с невероятной быстротой. Папа Римский, судя по всему, понимал, что идеологический вакуум надо чем-то заполнять, особенно в странах третьего мира. И потому после крушения мировой коммунистической системы обращал особое внимание на положение в развивающихся странах.
Отдельная глава -- отношения Иоанна Павла II с посткоммунистической Россией. Известно, что Папа любил Россию, всегда очень внимательно следил за тем, что здесь происходило, и мечтал к нам приехать. Не случилось. Если политики всегда были бы не прочь поднабрать вистов в ходе такого визита, то Русская православная церковь относилась к этим идеям более чем холодно, указывая каждый раз, что желала бы для начала решить проблемы с излишне откровенной, по ее мнению, прозелитической деятельностью Ватикана на своей канонической территории. То есть прекратить переманивание православных в лоно католицизма, в том числе и тех людей, которые не крещены в православие, но могли бы при благоприятных обстоятельствах принять традиционную веру. Понятно, каким образом приезд в Россию Папы сказался бы на числе российских католиков.
Кстати, вопреки чаяниям РПЦ российские католики, несомненно, чувствуют себя сегодня гораздо защищеннее. Мужественное поведение Папы перед лицом смерти, его стремление общаться с паствой даже в последние дни, не стесняясь своей немощи и болезни, приковало внимание всего мира к Иоанну Павлу II и наполнило сочувствием даже сердца его давних оппонентов. Папа не смог поддержать российских католиков своим визитом. Он поддержал их своей смертью.
Однако не следовало бы все-таки смешивать отношение к покойному Папе и его деятельности с многовековыми разборками между православием и католицизмом. И, сожалея о неприезде в Россию Иоанна Павла II, не стоит забывать о том, что на все воля Божья. И особенно в такой тонкой материи, как межхристианские отношения.
Без танков и крылатых ракет, без единого выстрела этот человек с благородным и одновременно очень простым лицом стал одной из величайших фигур мировой истории. Он нашел мужество покаяться за грехи своей церкви, он первым из понтификов вошел в синагогу и мечеть. Он был не просто гражданином мира, но живым символом духовной и человеческой связи стран, континентов, рас, религий. Он был Эпохой и стал Историей.
Кирилл ВАСИЛЕНКО, Лев БРУНИ, Семен НОВОПРУДСКИЙ