Время новостей
     N°56, 04 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.04.2005
«Останется только прикрутить колеса»
Автокомпоненты для сборки иномарок в России подешевеют с 15 апреля
Правительство 1 апреля опубликовано постановление «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки», подписанное премьером Михаилом Фрадковым 29 марта. Согласно этому документу импортные пошлины на детали автомобилей либо снижаются, либо вовсе отменяются. Пункт, предписывающий предоставлять льготы инвесторам, вступит в силу с 15 апреля. А пока, говорится в постановлении, Минэкономразвития, Минпромэнерго и Минфин должны утвердить порядок, определяющий понятие «промышленная сборка» и условия применения этого понятия при ввозе автокомпонентов (см. «Время новостей» от 29 марта). Собеседник газеты, знакомый с ходом согласования этого порядка, уверяет, что до 15 апреля критерии для предоставления льгот уже должны быть одобрены Минюстом.

Однако правительство не смогло удержаться от протекционизма и ввело ограничение: новые ставки ввозных таможенных пошлин будут действовать только в этом году. Источник в Белом доме пояснил «Времени новостей», что срок действия льгот на пошлины -- девять месяцев -- не означает, что правительство неспособно гарантировать иностранным инвесторам «стабильных и прогнозируемых условий для ведения бизнеса на территории России». По его словам, это традиционная практика при внесении изменений в Таможенный кодекс. У России есть обязательства, согласно которым она в течение этого времени должна проинформировать и согласовать изменения со странами Таможенного союза. Он не сомневается, что новые ставки будут автоматически пролонгированы, поскольку на практике не было ни одного случая возврата к прежним условиям ввоза.

Уже согласовано, говорит чиновник, что инвестор, проект которого соответствует понятию «промсборка», сможет ввозить готовые кузова лишь в течение 18 месяцев (затем он сможет только импортировать их части). Беспошлинно можно будет ввозить двигатели, мосты, насосы, глушители, сиденья и т.д. А для сборки легковых и коммерческих авто еще и шасси. На ряд компонентов пошлина будет снижена с 12--15% до 3--5% и составит от 3 до 20 евро за позицию. «Останется только прикрутить колеса», -- иронизируют отечественные производители, указывая, что постановление правительства не предусматривает беспошлинный ввоз колес для сборки иномарок.

Кроме того, согласовано, что инвестор получит льготы лишь в том случае, если обязуется собирать в России не менее 25 тыс. иномарок в год. При этом никаких границ по объему инвестиций в сборку не предусмотрено (ранее различные источники предполагали, что в качестве критерия для определения промышленной сборки предлагается записать обязательство инвестировать в производство не менее 200 млн долларов).

В профильных министерствах пока нет единства лишь по одному вопросу, говорит источник в правительстве, -- по объему импорта автокомпонентов. Как известно, отечественные производители, опасаясь, что ввозить детали станет выгоднее, чем производить их внутри страны, требовали от чиновников заставить иностранцев впоследствии сократить объем импорта деталей до 50%. Однако, как пояснил чиновник, сейчас обсуждается три варианта: первый -- через три с половиной года с момента старта проекта довести объем российских компонентов до 10% от стоимости машины, второй -- увеличить его до 20% на пятый год сборки, третий -- увеличить в течение трех с половиной лет до 10%, а еще через три года -- до 20%. Впрочем, источник утверждает, что еще не утратило силу постановление правительства от 1998 года, согласно которому на седьмой год соотношение российских и импортных деталей в автомобиле должно сравняться. Впрочем, обсуждаемые варианты относятся к новым проектам по сборке автомобилей, как их применять к уже существующим, пока неизвестно.

Яна ГОДОВАНАЯ