|
|
N°56, 04 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Компания, похожая на нефтяную
«Газпром» ищет в Венгрии перерабатывающие мощности
Близость поглощения «Роснефти» заставляет «Газпром» активнее искать партнеров и лакомые рынки сбыты в нефтяном бизнесе. Визит главы компании Алексея Миллера в Будапешт, посвященный 30-летию поставок российского газа в Венгрию, перерос в предварительные переговоры о нефтяном сотрудничестве. По итогам бесед с премьером Ференцем Дюрчанем и главой крупнейшего в Восточной Европе нефтеперерабатывающего концерна MOL Жолтом Хернади г-н Миллер заявил, что рассматривает возможность приобретения 11,8% акций MOL, принадлежащих венгерскому правительству. Скорее всего, «Газпром» решится на участие в приватизации данного пакета в тандеме с ЛУКОЙЛом, который с января 2005 года заменил ЮКОС в роли основного поставщика нефти на НПЗ группы MOL.
«Мы рассматриваем такую перспективу (покупки акций венгерского концерна. -- Ред.) с учетом возможного расширения нашего сотрудничества с MOL, в том числе и в нефтяной сфере», -- сообщил Интерфаксу Алексей Миллер. Правительство планирует продать пакет, который находится на балансе Венгерской государственной приватизационной компании, во второй половине текущего года и окончательно выйти из состава акционеров этой компании. Стоимость этого пакета исходя из капитализации MOL на венгерской бирже составила в пятницу 1,07 млрд долл. (83,5 долл. за акцию).
Стратегическими акционерами MOL являются только австрийская OMV и словацкая Slovintegra, которые владеют 10% и 8% акций соответственно. Остальными акциями владеют помимо Венгерской государственной приватизационной компании иностранные институциональные инвесторов (крупнейший из них -- J.P. Morgan) -- около 56%, еще 4,2% контролируют венгерские инвестфонды, а 5,1% распределено между частными акционерами. Оставшиеся 4,9% являются казначейскими.
MOL значительно зависит от импорта российской газа. В 2004 году из 13,3 млрд кубометров, проданных венгерским концерном, 9,25 млрд были закуплены у «Газпрома» по средней цене в 159 долл. за тысячу кубометров. При этом самостоятельно MOL добыл 2,6 млрд кубометров. Однако крупнейшим направлением бизнеса венгерской компании является нефтепереработка, в которой формируется около 80% прибыли. В прошлом году MOL продал 11,5 млн т нефтепродуктов на венгерском, словацком и других рынках Восточной Европы. А главным поставщиком нефти на заводы венгерского концерна с 2004 года является ЛУКОЙЛ (5 млн т нефти ежегодно в течение 5 лет), с которым «Газпром» на днях подписал 10-летнее соглашение о стратегическом партнерстве. Документ, в частности, подразумевает сотрудничество на рынках Восточный Европе, представляющих интерес для обеих компаний. «У ЛУКОЙЛа есть интерес в части приватизации тех объектов, которые нуждаются в поставках российского газа. И в этой связи мы будем с ЛУКОЙЛом координировать нашу работу в части понимания интересов и перспектив газопотребления в странах Восточной Европы, куда ЛУКОЙЛ хочет инвестировать», -- сказал тогда г-н Миллер.
В одиночку «Газпром» вряд ли сможет конкурировать с европейскими компаниями, которые наверняка будут претендовать на акции MOL. Между тем, у руководства газового концерна, похоже, складываются весьма доверительные отношения с руководством MOL, что имеет большое значение в такого рода сделках.
Кроме того, после поглощения «Роснефти», которое, по официальным заявлениям, должно завершиться к концу июля, нефтяной бизнес газовой компании станет весьма крупным. Добыча нефти и жидких углеводородов превысит 37 млн тонн, а перерабатывающих мощностей для такого объема у «Газпрома» недостаточно.
Правда, при этом стратегия «Газпрома» по участию в приватизации активов в Восточной Европе вызывает больше вопросов, чем ответов. В прошлом году российский монополист не смог составить достойной конкуренции европейским гигантам, когда продавались профильные объекты (газовый бизнес того же MOL, доставшийся E.ON Ruhrgas, или газораспредлительные сети Румынии, купленные тем же E.ON и Gaz de France). До сих пор не выкуплена доля (чуть больше 16%) в словацкой газотранспортной компании SPP, опцион на которую действует до конца текущего года. По информации «Времени новостей», бюджет монополии на этот год не предусматривает средств (около 1 млрд долларов) на эту сделку.
Алексей ГРИВАЧ