Вчера МИД России официально известил мир о том, что с 24 мая 2005 года въехать в Россию из Казахстана, Киргизии и Таджикистана станет гораздо сложнее. Главы государств Евразийского экономического сообщества 24 марта в Астане подписали договор о резком сокращении списка документов, дающих право на пересечение границ между государствами ЕврАзЭС. Теперь для поездки из Бишкека в Душанбе или в Москву потребуется либо загранпаспорт, либо дипломатический или служебный паспорт, либо паспорт моряка. Внутренние паспорта стран или, к примеру, свидетельства о рождении несовершеннолетних граждан в мае перестанут давать право легально уйти за кордон. То же самое касается и поездок граждан России в указанные государства. Единственным исключением останется российско-белорусская граница. Выезд из Минска в Смоленск и обратно будет регулироваться не правилами ЕврАзЭС, а нормами Договора о создании союзного государства. То есть гражданам России и Белоруссии достаточно будет иметь при себе внутренний паспорт.
Решение, принятое в Астане, продолжает ликвидацию остатков пограничной вольницы постсоветского периода -- действовавшего с 1992 по 2000 год соглашения стран СНГ о безвизовом пересечении всех границ. После создания в ноябре 2000 года «малого СНГ» -- ЕврАзЭС, включившего в себя страны, готовые особенно тесно дружить с Россией, Москва денонсировала прежний большой договор и подписала отдельное соглашение о безвизовом режиме с Бишкеком, Астаной, Минском и Душанбе. С остальными странами ближнего зарубежья пришлось экстренно заключать новые договоры о передвижении граждан, которые в основном тогда мало чем отличались от правил ЕврАзЭС. С тех пор визовый режим Россия ввела лишь с Грузией и Туркменией.
Евразэсовское соглашение было на удивление либеральным. Поскольку страны выражали «желание максимально облегчить условия взаимных поездок граждан по территории государств сторон», киргизам, таджикам и казахам можно было въехать в Россию и выехать из нее почти по любой бумажке с печатью -- от респектабельного загранпаспорта до удостоверения железнодорожника. Более того, список разрешительных документов для каждой страны сообщества различался: видимо, в 2000 году ради создания ЕврАзЭС Москва была готова почти на любые послабления. Но постепенно режим решено было понемногу ужесточить: в течение 2004 года Россия настоятельно требовала унифицировать и сократить список документов, дающих право пересечения границы. В сентябре, после теракта в Беслане, Москва безапелляционно объявила своим партнерам, что с 1 января 2005 года
намерена впускать на свою территорию только граждан с загранпаспортами или приравненными к ним удостоверениями вроде дипломатических паспортов или паспортов моряка. Но оформить все бюрократические формальности к новому году, судя по всему, не удалось, и окончательное решение было завизировано лишь неделю тому назад.
Изменение порядка пограничного контроля явно приведет к увеличению проблем, с которыми столкнутся не только гастарбайтеры из Киргизии и Таджикистана, но и россияне, которые сейчас имеют родственников в ближнем зарубежье. Съездить к родителям, живущим, например, в Алма-Ате или Семипалатинске, после 24 мая без загранпаспорта уже не удастся. А получение этих документов в России до сих пор вызывает недюжинные проблемы. Напомним, что когда страны Балтии вошли в Евросоюз и ужесточили режим передвижения граждан между Калининградской областью и остальной Россией, «загранпаспортизация» россиян, живущих в этом эксклаве, шла с большим скрипом. Теперь с аналогичными затруднениями будут сталкиваться не только калининградцы, но и жители любого другого субъекта федерации, желающие съездить в Казахстан или Киргизию.
Более того, в будущем получение загранпаспорта станет необходимо и для поездок в другие страны СНГ: МИД честно предупредил россиян, что он ведет переговоры о введении аналогичного режима и с прочими членами Содружества, куда пока можно съездить без визы. В этом списке значатся Армения, Азербайджан, Украина, Узбекистан и Молдавия. Так что Белоруссия в скором времени останется единственным обломком СССР, куда россиянин сможет попасть так же легко, как и в соседнюю область. Но ужесточение пограничных правил даст Москве дополнительный козырь на переговорах с Европой. Российские власти упорно пытаются вести с Брюсселем переговоры о введении -- когда-либо в будущем -- безвизового режима со странами Евросоюза. Однако в Старом Свете справедливо заявляли, что прозрачность нашей границы со странами СНГ дает возможность нежелательным эмигрантам легко проникать в Россию. Теперь Россия может продемонстрировать ЕС, что меры по «замутнению» прозрачных границ на ее южных и восточных рубежах уже принимаются.