|
|
N°55, 01 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Универсальные пленки майора Мельниченко
Борис Березовский грозит разоблачением новым властям Украины
На Украине разгорается новый политический скандал вокруг записей разговоров Леонида Кучмы, сделанных в 2000 году бывшим майором президентской охраны Николаем Мельниченко. Оказалось, что эти материалы могут ударить не только по старой власти, но и по нынешнему президенту Виктору Ющенко и его окружению. Поскольку на них будто бы Кучма обсуждает устранение оппозиционного журналиста Гонгадзе с нынешним главой президентской администрации Зинченко и спикером Рады Литвиным.
Вчера г-н Мельниченко сообщил службе безопасности Украины (СБУ) о «преступном плане международной группы лиц под руководством Березовского», разработанном для «незаконного влияния на действующую украинскую власть» в целях «личной выгоды». Это заявление особенно примечательно на фоне недавних переживаний российской политической элиты по поводу возможного приезда Бориса Березовского в Киев для руководства «оранжевыми революциями» на просторах СНГ.
Мельниченко категорически отрицает, что когда-либо передавал свои тайные записи Березовскому или его людям. Допуская, что у Березовского есть какие-то аудиоматериалы, Мельниченко отказывается подтвердить их подлинность. Известный российский предприниматель якобы собирался манипулировать в своих интересах теми эпизодами записей, которые Мельниченко в 2002 году передал Александру Жиру -- главе временной следственной комиссии Рады прошлого созыва.
История отношений г-на Мельниченко и г-на Березовского напоминает сложно закрученный и малопонятный детектив. 4 марта, когда Мельниченко был в Варшаве, в Киеве застрелился экс-министр внутренних дел Юрий Кравченко -- главный свидетель в деле убитого в 2000 году оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе. Косвенным доказательством причастности Кучмы и Кравченко к скандальному делу были пленки Мельниченко. В тот же день Мельниченко сообщили, что его жизни «угрожает опасность». Поскольку СБУ не гарантировала ему ничего, а правоохранительные органы США обеспечивали его безопасность только в Америке, бывший охранник Кучмы воспользовался помощью Бориса Березовского.
На самолете олигарха Мельниченко вывезли из польской столицы в Лондон. И там Березовский якобы предложил ему «паевое участие» в сделке. Олигарх планировал «отвести ответственность от Кучмы за преступления, совершенные им против Георгия Гонгадзе», и получить за это «миллиард долларов», утверждает Мельниченко. При этом сам г-н Мельниченко должен был отдать Березовскому «авторские права» на свои пленки. Эти записи Березовский вроде бы уже получил, но незаконно, сделав это через помощника Александра Жира Юрия Швеца. Согласие Мельниченко сотрудничать дало бы, по его словам, российскому олигарху «возможность влиять на новое руководство Украины для решения экономических и политических вопросов».
Поскольку честный охранник отказался от сделки, ему якобы пригрозили «публичной дискредитацией». Теперь Мельниченко просит СБУ провести инвентаризацию материалов, переданных им г-ну Жиру, и возбудить против председателя комиссии Рады уголовное дело по статье «разглашение государственной тайны», если подтвердится информация о передаче пленок Березовскому. Поскольку «деятельность Бориса Березовского несет угрозу национальной безопасности Украины», Мельниченко просит СБУ проинформировать об этом президента Ющенко, а также «немедленно пресечь» незаконную деятельность олигарха и его структур.
«По утверждению Мельниченко, которое затем подтверждено фактически, он передал (структурам Березовского. -- Ред.) все без исключения записи, которые у него есть», -- заявил российский олигарх одной из украинских газет, пообещав «предоставить обществу» все записи.
Близкий к г-ну Березовскому Фонд гражданских свобод утверждает, что финансировал деятельность Мельниченко в США, публикацию материалов «кассетного скандала», а также способствовал подготовке свидетельств Мельниченко в «деле Гонгадзе».
Глава фонда Александр Гольдфарб не отрицает, что поначалу с расшифровкой и экспертизой пленок Мельниченко в США помогали Джордж Сорос, "Фридом хауз" и ряд других правозащитных организаций. К Березовскому Мельниченко обратился с просьбой о финансировании при посредничестве историка Юрия Фельштинского еще в апреле 2002 года, цитирует Гольдфарба «Украинская правда». Бывший охранник, по словам главы фонда, получил тогда за копии всех имеющихся у него «записей разговоров Кучмы» и других материалов более 50 тыс. долл. В 2002 году к олигарху обратилась также «независимая от Мельниченко группа украинских оппозиционеров, которую представлял проживающий в Вашингтоне Юрий Швец». У этой группы также имелись звукозаписи разговоров Кучмы, для расшифровки которых фонд Березовского выделил еще 65 тыс. долл. На сегодня расшифровано около половины всех записей, но обнародовано не больше трети, заявляет г-н Гольдфарб.
Скандальное заявление Мельниченко стало реакцией на недавние выступление Березовского и его окружения. Как заметил "Времени новостей" украинский политолог Виктор Небоженко, "Березовский не мог не понимать, что заинтересованные стороны хотели бы сделать его мишенью для разоблачительных публикаций, что, собственно, и произошло".
Березовский заявляет, что новые украинские власти опасаются громких разоблачений. Поэтому они якобы не дают ему украинской визы для поездки в Киев. По словам Александра Гольдфарба, среди 16 эпизодов записей из кабинета Кучмы, которые могут быть использованы в «деле Гонгадзе», есть эпизод с участием нынешнего госсекретаря (т.е. главы администрации президента) Александра Зинченко. Бизнесмен Владимир Цвиль, который в свое время вывез Мельниченко с территории Украины, утверждал, что на пленках есть и записи бесед с Кучмой нынешнего президента Ющенко и нынешнего премьера Юлии Тимошенко.
Президент и премьер Украины пока не отреагировали на эти скандальные заявления. Но заместитель Зинченко Маркиян Лубкивский объявил "целенаправленной провокацией в отношении сильной политической фигуры в ближайшем окружении президента Украины" слова Гольдфарба о якобы имевшем место разговоре об убийстве Гонгадзе между его шефом и экс-президентом Кучмой.
В беседе с корреспондентом "Времени новостей" Виктор Небоженко заметил, что «пленки Мельниченко давно стали универсальной политтехнологией, которую использует старая, новая власть, западные структуры, некоторые из российских политиков". По словам собеседника "ВН", "интерес к ним вызван тем, что пленкам может быть придана самая неожиданная интерпретация, причем коллекция эта рассыпалась, попав в руки пяти-шести лиц, половина из которых себя не обозначили". По прогнозам политолога, "пленки Мельниченко будут выбрасывать в СМИ разные люди в разных целях; одни будут использовать их для удара по крупным политическим фигурам, другие -- для повышения своего политического веса, третьи -- для привлечения коммерческого интереса к еще не обнародованной части записей".
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев