|
|
N°129, 23 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Защита Свешникова
Гроссмейстер добивается авторских прав на свои партии
Процесс, который может серьезно повлиять на развитие шахматной теории, должен завершиться в Московском городском суде до конца июля. Известный международный гроссмейстер из Челябинска Евгений Свешников намерен добиться решения о признании его партий, внесенных в компьютерную базу данных Chess Assistant, предметами интеллектуальной собственности.
«Нынешнее положение, когда законы об авторском праве не распространяются на шахматные партии, приводит к тому, что большинство шахматистов нищают, в то время как компьютерщики наживаются за наш счет», -- заявил г-н Свешников журналистам в ходе краткосрочного визита во Владивосток. При этом гроссмейстер подчеркнул, что его интересует не получение материальной компенсации, а принципиальное решение суда. «Я оцениваю все полторы тысячи своих партий всего в полтора доллара, но хочу исключить посредников из шахматного диалога между сильнейшими игроками и миллионами любителей», -- сказал он.
Евгений Свешников, возглавляющий с недавнего времени комиссию по интеллектуальной собственности в международной шахматной федерации ФИДЕ, утверждает, что заручился поддержкой более ста ведущих игроков мира, чьи партии без их ведома также используются в различных компьютерных базах данных. Наиболее популярная из них, Chess Assistant, продается по подписке. Она содержит несколько тысяч партий, сыгранных в разное время, и используется квалифицированными шахматистами, в основном как справочник по теории дебютов.
Если истцу удастся через суд приравнять шахматные партии к музыкальным или литературным произведениям, то создателям компьютерных программ и авторам книг придется в корне пересмотреть свои отношения с несколькими тысячами шахматистов.
Впрочем, не все гроссмейстеры являются сторонниками радикальных изменений. «Мне трудно понять механизм использования партий, который может возникнуть в результате судебного процесса», -- говорит десятый чемпион мира Борис Спасский, также побывавший во Владивостоке. С другой стороны, «соавторами» гроссмейстера Свешникова являются его соперники, и не исключено, что они оценят свой вклад в произведение шахматного искусства гораздо дороже.
Аргументы противников судебного «варианта Свешникова» сводятся к тому, что авторское право в шахматах может распространяться только на всю партию целиком. То есть, если исключить из записи, скажем, несколько последних ходов, то это будет уже не партия, а длинный дебютный вариант, который может использоваться любым игроком по своему усмотрению. Если же авторские права будут распространяться и на варианты, возникнет вероятность того, что любого шахматиста, применившего, к примеру, защиту Алехина или вариант Ботвинника, можно будет привлечь к ответственности за плагиат.
Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток