|
|
N°129, 23 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Друг приехал издалека, это ли не радость?
Цзян Цзэминь -- любимый гость постсоветских лидеров
Сегодня утром китайский лидер Цзян Цзэминь завершает поездку по республикам бывшего СССР -- после двухдневного отдыха в Крыму он вылетит на Мальту. Визит Цзяна в Москву и подписание между странами глобального «договора XXI века» затмили последовавшие за этим контакты главы КНР с руководством Белоруссии, Молдовы и Украины. Несмотря на небольшие объемы сотрудничества и отсутствие широкого международного резонанса, развитие связей Пекина с этими постсоветскими государствами заслуживает внимания Москвы -- хотя бы в силу того, что все это происходит у нее под боком на стратегически важном западном направлении.
На первый взгляд беседы Цзяна в Минске, Кишиневе и Киеве кажутся однообразными -- одними и теми же словами лидеры говорили о необходимости сохранения Договора по ПРО, развития экономического сотрудничества и уважения суверенитета. Даже подарки были одинаковые: во всех трех столицах Цзян оставил по 10 млн юаней (примерно 1,2 млн долл.) гуманитарной помощи.
Наиболее ярко картина политического единодушия проявилась в Минске. Цзян Цзэминь заявил, что «китайская сторона поддерживает белорусский народ в борьбе за государственный суверенитет и достоинство против вмешательства извне». В ответ на похвалы в адрес китайских реформ лидер КНР недвусмысленно поддержал итоги президентства Лукашенко, сообщив, что в ходе визита «воочию убедился в успехах, которых добилась Белоруссия в последние годы». В итоге в глазах Минска Пекин возвысился до того же статуса, что и Москва, -- Лукашенко заявил, что в мире нет других государств, помимо Китая и России, с которыми у Белоруссии так динамично и эффективно развивалось бы сотрудничество в области экономики и политики.
Если в Белоруссии на носу президентские выборы, то в Молдавии они уже прошли. Однако лидер страны коммунист Владимир Воронин также не преминул подчеркнуть политическую важность визита: «Для нас это признание нового руководства страны, избранного демократическим путем». У него свои проблемы -- в обмен на солидарность по тайваньскому вопросу КНР подтвердила «уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова», заявив о поддержке усилий Кишинева «по урегулированию конфликта на левом берегу реки Днестр».
Прозвучавшие через день слова Цзян Цзэминя о поддержке Украины «в борьбе за независимость, суверенитет и территориальную целостность» могли показаться излишними -- в конце концов, Киев вроде бы ни с кем сейчас за территории не борется. Однако не стоит забывать, что уже при Кучме отношения Пекина и Киева подверглись серьезному испытанию, когда премьер Тайваня Лянь Чжань в августе 1996 года посетил Киев с неофициальным визитом. Возмущение Пекина по поводу недопустимо высокого уровня контактов с непризнанным островом было подогрето слухами о тайной встрече Ляня с Кучмой и обучении тайваньских летчиков борьбе с истребителями Су-27. Стороны помирились после того, как вице-премьер КНР У Банго привез на Украину в дар 250 тыс. долл. и заверил Киев в том, что Крым с Севастополем навеки принадлежит Украине.
На сей раз уязвленный «делом Гонгадзе» Кучма заявил, что отношения с Китаем имеют приоритетное значение для Украины, которая рассматривает эту страну как основного партнера в азиатско-тихоокеанском регионе. Свою верность делу дружбы Кучма и Цзян продемонстрировали всем, лично поприсутствовав на открытии в Киеве отделения общества «Украина--Китай». Особое значение событию придает то, что президентом правления этой структуры является президент федерации футбола Украины Григорий Суркис, один из наиболее влиятельных украинских магнатов, известный близостью к президенту.
Вообще же успех нынешнего турне Цзяна по постсоветским странам и та теплота, с которой председателя КНР принимали в четырех разных столицах, объясняется не в последнюю очередь психологическим фактором. Постсоветским руководителям нечасто доводится пообщаться с лидерами по-настоящему мировых держав, которые в обмен на сотрудничество или помощь не только не учат их жить, но еще и твердо заявляют о поддержке проводимой ими политики. Западники, конечно, богаче и щедрее, но контакты с ними неизбежно заканчиваются разговорами о правах человека и коррупции, которые в Москве, Кишиневе, Киеве и Минске не любят так же, как и в самом Пекине.
Александр ЛОМАНОВ