|
|
N°55, 01 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Минтранс решает судьбу «Газели»
Министр транспорта России Игорь Левитин вчера провел в Нижнем Новгороде совещание по безопасности пассажирских перевозок микроавтобусами. Московский гость специально подчеркнул, что приехал разговаривать «комплексно» о проблеме, а не о конкретных недостатках печально знаменитой машины «Газель». Тем не менее в ОАО «ГАЗ», где выпускаются «Газели», этот визит восприняли именно как угрозу для их популярного на рынке изделия.
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Анатолий Воронин, которому министр доверил сделать на совещании первый доклад, перечислил многочисленные проблемы, связанные сегодня с поездками граждан на автобусах. Чиновник отметил, что парк таких машин за последние 15 лет вырос в стране взрывным темпом (например, в Нижегородской области, сообщил он, в 1990 году автобусов было 1678 штук, а сегодня примерно при том же населении -- 4 тыс.). Г-н Воронин посетовал, что действующее законодательство выводит большую часть автобусного парка из-под режима лицензирования. (Лицензированию подлежат автобусы, используемые для коммерческих перевозок, и таких в России 350 тыс. А еще 400 тыс. автобусов, используемых фирмами и организациями для собственных нужд, сертификации не подлежат.) Замруководителя службы указал, что треть машин, задействованных в коммерческих перевозках, имеет вместимость до 15 пассажиров, т.е. относится к категории микроавтобусов. При этом он постарался как можно реже упоминать, о какой именно марке микроавтобуса идет речь.
«Мы сегодня не ставим вопрос о «Газели», -- завершил он свое выступление. -- Мы ставим вопрос о безопасности перевозок на микроавтобусах комплексно».
Тем не менее г-н Воронин не смог обойти главного вопроса, который у чиновников Минтранса имеется к «Газели». Только за последний месяц, сообщил он, в разных областях страны автомобиль этой марки четырежды фигурировал в авариях со смертями и тяжкими телесными повреждениями: 2, 16, 22 и 28 марта.
Руководство ОАО «ГАЗ», видимо, ожидало такого поворота дискуссии, поэтому подготовило на этот счет собственную статистику. Как рассказал министру генеральный директор ГАЗа Алексей Баранцев, из 539 ДТП, случившихся в Нижегородской области за первые два месяца 2005 года, «Газели» поучаствовали только в четырех (0,74%). При этом ни одно из этих четырех происшествий не имело своей причиной техническую неисправность машины. Во всех случаях виноваты оказались водители. А автомобили иностранного производства за тот же период в той же области попали в 94 ДТП (17,4%), сообщил для сравнения г-н Баранцев.
Главный конструктор ГАЗа Виктор Четвериков обратил внимание министра на то, что завод готов выпускать более комфортабельные и безопасные модификации «Газелей», однако принять их объективно и субъективно не готов отечественный рынок. «За комфорт потребитель пока не готов платить», -- сообщил главный конструктор, объясняя, что разработанная на заводе «Газель» с более высокой крышей, где человек способен встать в полный рост, будет стоить на 1,5 тыс. долл. дороже.
На ГАЗе уже готов проект 12-местного микроавтобуса, оснащенного ремнями безопасности для пассажиров. «Но наши клиенты нам говорят, что невозможно в режиме эксплуатации маршрутного такси пользоваться ремнями. По чисто человеческим причинам», -- сообщил г-н Четвериков. «Не видеть преимуществ, которые дает использование «Газелей», просто невозможно. Окупаемость за 11 месяцев -- ну, это просто убийственное преимущество для каждого коммерсанта», -- отметил, с другой стороны, главный конструктор. По данным завода, именно за такой срок «Газель» «оправдывается» в эксплуатации. Министр Левитин сообщил, что через месяц обсуждавшиеся темы должны быть доложены премьеру Михаилу Фрадкову.
Михаил КУКУШКИН, Нижний Новгород