|
|
N°55, 01 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Колода монетизации
В России может появиться универсальная социальная карта
Не успели власти в пожарном порядке исправить ошибки первого этапа монетизации, как на подходе новые проблемы. Второй этап реформы грозит оказаться не менее шумным.
Вот лишь пара примеров из ближайшего Подмосковья. Из примерно 30 тыс. жителей Люберецкого района, кому положены льготные выплаты, каждый шестой денег до сих пор не видел. Тем льготникам, о ком власти просто забыли, придется ждать. Но и тем, о чьих заслугах было известно, стоит проявить недюжинную смекалку, чтобы причитающиеся деньги получить. Оказывается, денежный почтовый перевод с ежеквартальной компенсацией хранится в отделении связи три дня, а затем отсылается обратно. То есть не успел получить -- жди еще три месяца.
Другая проблема подстерегает ветеранов, открывающих дачный сезон. Ветераны труда имеют право на 50-процентную скидку за проезд на электричке. Однако правила весьма оригинальны. На Белорусском вокзале знакомому ветерану без проблем выдают льготный билет по маршруту Москва--Вязьма. А вот обратный на станции Вязьма предлагают купить за полную стоимость. Аргумент убийственный. В Подмосковье говорят: «Вы -- не наши льготники».
Короче, «монетизированные» ветераны оказываются в положении обманутого вкладчика, если они, не дай бог, попадают в другой субъект федерации. Кстати, именно это дало основание критикам монетизации говорить, что реформа нарушила единство России, а с ним и Конституцию. Борьба за право подмосковных льготников бесплатно ездить в столичной подземке еще свежа в памяти. А вот обещание областных властей предоставить московским пенсионерам бесплатный проезд у себя в области, кажется, уже подзабылось...
При этом выход из проблемы не только существует, но и вполне очевиден. Даже изобретать ничего не надо. Есть, например, опыт Германии, где у каждого инвалида и пенсионера своя электронная карта. Кстати, этот опыт удачно переняла Москва, внедрив социальные карты москвича. Сейчас по тому же пути идут и некоторые другие регионы. Свои социальные карты разрабатывают в Подмосковье, Челябинске, Петербурге и Ханты-Мансийске. Карта гарантирует, что конкретные деньги (компенсации и дотации) поступают именно тому, кому они на самом деле предназначены. Данные об использовании тех или иных льгот позволяют государству перейти к адресному планированию и более эффективному расходованию бюджетных средств.
Не менее очевидны и проблемы. Без участия федерального центра проект региональной социальной карты -- весьма дорогое удовольствие. Другая проблема, с которой уже столкнулись москвичи: в полном объеме пенсию с социальной карты можно снять только в банкоматах «Банка Москвы», который участвует в проекте. Все прочие банки берут с небольших сумм пенсий весьма ощутимые проценты. Мэрия уже три года ведет переговоры с частными банками, добиваясь, чтобы они если не отменили, то хотя бы снизили комиссионный сбор за снятие денег по социальным картам. Безрезультатно. Понятно, что заставить банки отменить комиссию для стариков может только государство. И еще одно. Региональная карта «привязана» только к своему региону. А значит, Россия распадается на 89 автономных образований. И тогда -- новый «парад суверенитетов».
Как заставить социальные карты работать на все территории страны, сейчас думает Федеральное агентство по информационным технологиям. В его планах на этот год официально записан пункт: «Разработка технологии использования социальных интеллектуальных карт как инструмента предоставления государственной социальной поддержки гражданам». При этом за основу предполагается взять московский опыт -- столица передает все свои наработки центру. Вопрос лишь в том, насколько при нынешнем уровне российской бюрократии возможно осуществление даже благих замыслов в «сжатые сроки», как записано в планах агентства...
Андрей ЖУКОВ