|
|
N°54, 31 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Административный прием
Чиновники предлагают заменить «Транснефть» на федеральное агентство
Министр природных ресурсов Юрий Трутнев обнаружил административный пробел в системе исполнительной власти. Выступая вчера на коллегии Минтранса, г-н Трутнев внес сенсационное предложение -- создать федеральное агентство по управлению магистральными трубопроводами, и попросил присутствовавшего на заседании вице-премьера Александра Жукова обратить внимание на этот вопрос. Очевидно, что в случае реализации озвученной идеи агентство попадет в структуру Минтранса. А глава этого ведомства Игорь Левитин вчера заявил: «Развитие трубопроводного транспорта не соответствует развитию отрасли в целом». При этом г-н Левитин хотел бы получить в управление и контроль над предприятиями «Транснефтепродукта», поставляющими керосин в московские аэропорты. Ни один из министров, впрочем, не пояснил, как потенциальное агентство сможет принять на себя огромный объем коммерческих отношений (кредиты, облигационные займы и пр.), которые являются инструментами "Транснефти".
Сейчас все магистральные нефтепроводы принадлежат «Транснефти». 75% компании (100% голосующих акций) находятся в собственности государства, 25% -- привилегированные акции, которые торгуются на рынке. Совет директоров компании состоит из госчиновников, его возглавляет министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Однако г-н Трутнев вчера заявил: «Если уже было принято решение о государственной монополии на трубопроводный транспорт, то кто-то должен быть ответственным за его работу. И я не убежден, что этим ответственным может быть акционерное общество «Транснефть».
Поясняя слова министра, пресс-секретарь Минприроды Ринат Гизатулин отметил: «Было бы целесообразным создать федеральное агентство трубопроводного транспорта, которое бы занималось строительством, эксплуатацией трубопроводов и в целом осуществляло контроль». Подобная инициатива, по его словам, связана с тем, что министерство заинтересовано в «комплексном освоении месторождений и в том, чтобы бюджетные средства тратились наиболее эффективно на развитие системы трубопроводного бизнеса». В то же время г-н Гизатулин подчеркнул, что претензий у МПР к «Транснефти» нет и вообще этот вопрос находится в компетенции Минпромэнерго.
От Минпромэнерго инициативу г-на Трутнева лаконично прокомментировал помощник министра Станислав Наумов. «Минпромэнерго с недоумением воспринимает сегодняшние предложения, прозвучавшие на коллегии Минтранса, в сфере трубопроводов», -- цитирует его РИА «Новости».
Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев напоминает, что с 1999 года пропускная способность системы увеличилась вдвое, а рейтинг госкомпании находится на уровне суверенного, чем не может похвастаться ни одна другая отечественная корпорация. Отметим, что в скором времени компания приступит к реализации крупнейшего проекта по строительству нефтепровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана. Пока готовится ТЭО проекта, но по предварительным оценкам его стоимость может достичь 16 млрд долл. Мощность трубопровода составит 80 млн тонн нефти в год. Ранее г-н Левитин уже говорил, что проект требует корректировки, прежде всего в аспектах его общественной, коммерческой и бюджетной эффективности.
«Объективных причин для создания дополнительного органа по контролю над трубопроводной отраслью я не вижу, -- говорит директор по развитию агентства Argus Михаил Перфилов. -- «Транснефть» не раз доказала свою способность реализовывать новые проекты быстро и дешево».
Недоволен министр транспорта и «Транснефтепродуктом», в частности трубой, по которой керосин поставляется в московские аэропорты («Транснефтепродукт» на 100% принадлежит государству, в совет директоров холдинга входят чиновники от профильных ведомств, а возглавляет его замруководителя администрации президента Владислав Сурков). «Действующий продуктопровод «Транснефтепродукта» фактически полностью изношен, являясь основным источником загрязнения авиатоплива продуктами коррозии, почвенными загрязнениями и водой», -- цитирует слова чиновника Интерфакс. В результате качество авиатоплива, поставляемого через трубопроводы компании, «является неприемлемым», а поскольку денег на реконструкцию трубы у «Транснефтепродукта», по мнению г-на Левитина, нет, он настаивает на передаче трубопровода на баланс подведомственных Минтрансу предприятий. Ранее г-н Левитин уже озвучивал подобную идею.
Первый вице-президент «Транснефтепродукта» Владимир Караманов заявил «Времени новостей»: «Компания постоянно вкладывает средства в диагностику и профилактическое обслуживание своих мощностей, так что обвинения г-на Левитина я считаю просто беспочвенными и необоснованными. Продуктопровод герметичен и находится под давлением, в него просто не могут попасть грунтовые воды, о которых говорит министр. Хочу заметить, что в последние десять лет на этом участке не было зафиксировано ни одной аварии или аварийной ситуации. Мы ни разу не получили ни одной претензии ни со стороны производителей топлива, ни со стороны потребителей, то есть московских аэропортов. Мне кажется, что г-н Левитин просто не разобрался в ситуации. Хочу также отметить, что «Транснефтепродукт» -- не монополист на рынке, а занимает лишь 40%, остальная часть нефтепродуктов перевозится по железной дороге». Ранее г-н Левитин, как известно, работал в «Северстальтрансе», которая занимается транспортировкой в том числе нефти и нефтепродуктов.
Денис РЕБРОВ