Время новостей
     N°54, 31 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.03.2005
Сверхминистерская скорость
Белый дом хочет создать объединенную авиастроительную корпорацию за полтора года
Проект президентского указа о создании Объединенной авиастроительной компании (ОАК), который Минпромэнерго представило вчера на рассмотрение правительственной комиссии по военно-промышленным вопросам, не был согласован с другими ведомствами. Об этом перед началом заседания комиссии сообщил премьер-министр Михаил Фрадков. Тем не менее принципиальное решение по этому поводу уже фактически принято. По словам главы Минпромэнерго Виктора Христенко, проект должен быть доработан не позднее 25 апреля. Вскоре после этого, как ожидается, указ будет подписан президентом, а правительство примет соответствующее постановление.

Процесс слияния многочисленных авиастроительных предприятий, унаследованных Россией от СССР, протекал весьма вяло и хаотично до 23 февраля 2005 года, но в тот день получил новый энергичный импульс. Импульс дал лично Владимир Путин на выездном заседании Государственного совета в Центральном аэрогидродинамическом институте (город Жуковский). Там президент одобрил представленную г-ном Христенко концепцию создания ОАК, а альтернативные идеи и проекты отклонил.

План объединения авиапрома, изложенный Виктором Христенко вчера на комиссии по военно-промышленным вопросам, в целом повторяет то, что он докладывал в Жуковском. Пожалуй, единственное существенное изменение, которое проект претерпел за эти недели, касается размера предполагаемого участия государства в капитале будущей ОАК, в рамках которой должны слиться активы, находящиеся сейчас как в казенной, так и в частной собственности. «О доле государства можно говорить пока оценочно, но предварительно в финальном облике эта доля составит 55--60%», -- сказал г-н Христенко журналистам после заседания комиссии. Ранее он думал, что государственная доля в ОАК будет не меньше 70%. Окончательную цифру даст аудит и независимая оценка имущества объединяемых предприятий.

На первом этапе предполагается сконцентрировать в руках специально созданного казенного предприятия акции авиастроительных предприятий, находящиеся в собственности государства. Этот процесс, по мнению г-на Христенко, много времени не займет -- примерно полтора месяца с момента выхода президентского указа. Правда, министр тут же оговорился, что попутно надо будет акционировать три крупных предприятия, имеющих сейчас статус ФГУПов, -- Российскую самолетостроительную корпорацию «МиГ», Казанское авиационное производственное объединение и Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева. Источник «Времени новостей» в авиапромышленных кругах высказал мнение, что процедура акционирования этих фирм займет как минимум оставшуюся часть 2005 года. Таким образом, говоря о сроке в полтора месяца, г-н Христенко скорее всего имел в виду те государственные активы, которые находятся в уже существующих акционерных обществах. Реформированные ФГУПы, видимо, должны влиться в ОАК на более позднем этапе. Последними войдут туда частные предприятия. Среди авиастроительных фирм «первого ряда» в России есть только одно -- корпорация «Иркут». Государству принадлежит чуть более 13% ее акций, а остальные распределены между частными инвесторами.

По выражению министра промышленности, «финальный облик» должен быть придан ОАК к декабрю 2006 года. «Это чрезвычайно напряженный срок, можно сказать, беспрецедентный, но мы рассчитываем, что все организационные вопросы мы завершим, возможно, и без выхода к этому сроку на единую акцию», -- сказал г-н Христенко. Но в конце концов ОАК видится ему как компания, работающая «в режиме единой акции». Она должна включать в себя «бизнес-единицы по созданию боевой, гражданской, транспортной и беспилотной техники». «На старте оборот корпорации составит 2,5--2,8 млрд долл., львиная доля которых придется на военную продукцию», -- сообщил министр. К 2015 году, как он рассчитывает, оборот объединенного российского авиапрома возрастет до 8,5 млрд долл., а структура производства радикально изменится в пользу гражданской продукции.

Вера КУЗНЕЦОВА, Михаил КУКУШКИН